Айтрекинг как инструмент оценки восприятия электронных презентаций российскими и зарубежными студентами

DOI: 10.15293/1812-9463.2204.10

УДК 37.013.77

Абабкова Марианна Юрьевна

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», г. Санкт-Петербург, Россия

Розова Наталья Константиновна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия,

АннотацияИсследования с помощью айтрекинга позволяют получить объективную визуализированную информацию о соответствии продукта, интерфейса или контента целям и задачам пользователей. Механизмы управления визуальным вниманием, интересом и когнитивной нагрузкой являются важными объектами изучения в педагогических исследованиях на основе айтрекинга. В статье приводятся результаты пилотного исследования особенностей восприятия электронных презентаций российскими и иностранными обучающимися на основе айтрекинга. В исследовании, целью которого была апробация айтрекинга в качестве инструмента для оценки и корректировки текстовой и изобразительной частей презентации, приняли участие 10 человек. Гипотеза исследования о различии стратегий изучения презентаций российскими и иностранными студентами подтвердилась. Карты движения взгляда, тепловые карты и время фиксации, полученные в результате исследования, позволяют выявить основные стратегии взаимодействия с материалом электронных презентаций. Данные позволяют корректировать образовательный контент для различных категорий обучающихся. Рекомендуется проведение дальнейших исследований для изучения мультимодальных стимулов статичных и динамичных презентаций в процессе восприятия лекционного материала.

Ключевые словапедагогические исследования, айтрекинг, образовательный контент, стратегии чтения цифрового текста.

Для цитированияАбабкова М. Ю., Розова Н. К. Айтрекинг как инструмент оценки восприятия электронных презентаций российскими и зарубежными студентами // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 4 (68). – С. 106–121. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2204.10

текст

Список источников

1. Баканов А. С. Модель принятия решений истинно/ложно на основе экспериментального исследования траектории взора // Айтрекинг в психологической науке и практике / под ред. В. А. Барабанщикова. – М.: Когито-Центр, 2016. – С. 134–140.

2. Бельтикова Д. А., Тарасов Д. А., Тягунов А. Г. Шрифтовая разборчивость электронных носителей с применением айтрекера // Информация: передача, обработка, восприятие: материалы международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 12–13 января 2016 г.). – Екатеринбург: Изд-во УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. – С. 112–119.

3. Булатова Э. В., Алексеева А. С., Ломтатидзе О. В. Экспериментальные методы анализа восприятия креолизованных медиатекстов // Айтрекинг в психологической науке и практике / под ред. В. А. Барабанщикова. – М.: Когито-Центр, 2016. –
С. 228–233.

4. Веселовская Т. С. Особенности исследования цифровых учебных текстов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2022. – Т. 44, № 1. –
С. 56–62. DOI: https://doi.org/10.15393/uchz.art. 2022.718

5. Галимова Э. Г. Педагогическая эффективность компьютерной презентации в условиях вузовской лекции // Образование и саморазвитие. – 2010. – № 5 (21). –
С. 67–71.

6. Гарипова А. Б. Айтрекинг в методике обучения чтению на английском языке // Казанский лингвистический журнал. – 2018. – Т. 1, № 2. – С. 86‒94.

7. Еременко Ю. А., Залата О. А. Психофизиологические подходы к проектированию образовательного контента в иммерсивной среде // Вопросы образования. – 2020. – № 4. – С. 207‒231.

8. Запесоцкая И. В., Кузнецова А. А. Аппаратные методы в объективизации данных по информативности содержания электронных образовательных продуктов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – 2018. – Т. 8, № 4. – C. 214–221.

9. Клоктунова Н. А., Соловьева В. А., Барсукова М. И., Кузьмин А. М. Изучение когнитивных процессов обучающихся при поиске образовательной информации на экране // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 3 (39). – С. 326–340. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.3.25

10. Коканова Е. С. Перевод с листа и айтрекинг // Язык. Культура. Коммуникация. – 2018. – № 21. – С. 103–108.

11. Кроткова О. А., Данилов Г. В., Каверина М. Ю., Кулёва А. Ю., Гаврилова Е. В., Ениколопова Е. В. Объем зрительного внимания при нормальном старении: айтрекинг-исследование // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2018. – № 1. – С. 21–36. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2018.01.21

12. Крылова М. Н. Мультимедийная презентация к занятию: проблемы подготовки и применения [Электронный ресурс] // Грани познания. – 2015. – № 8 (42). – С. 32–40. – URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1449488569.pdf (дата обращения: 21.08.2022).

13. Лягинов Н. М. Дизайн-эргономические требования к презентации учебного назначения // Современные информационные технологии. Теория и практика: материа-лы III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Т. О. Петровой. – Череповец: Изд-во ЧГУ, 2017. – С. 193–197.

14. Обжорин А. М. Анализ 15 лучших презентаций мира: критерии мастерства // Метеор-Сити. – 2016. – № 4. – С. 16–35.

15. Оганов С. Р., Корнев А. Н. Саккады как показатель стратегии анализа письменного текста: чтение научного текста студентами 2–4 курсов // Айтрекинг в психологической науке и практике / под ред. В. А. Барабанщикова. – М.: Когито-Центр, 2016. – С. 212–220.

16. Полянин А. Р., Коротун С. Н. Методика использования презентации на лекции в вузе: современный дискурс // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. –
Т. 1, № 4 (41). – С. 172–184.

17. Розова Н. К., Танова А. Г., Абабкова М. Ю. Методика айтрекинга при оценке восприятия главной страницы сайта вуза // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 3. – C. 174–179. DOI: https://doi.org/10.17513/snt.39094

18. Савченко В. Ф. Оценка качества учебной мультимедийной презентации // 11-я научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава ВПИ (филиал) ВолгГТУ (Волжский, 27–28 января 2012 г.): сборник материалов конференции. – Волгоград, 2012. – C. 309–311.

19. Фёдорова О. В., Кибрик А. А., Языков С. А. Перспективы использования очков-айтрекеров в когнитивных исследованиях мультимодальности // Айтрекинг в психологической науке и практике / под ред. В. А. Барабанщикова. – М.: Когито-Центр, 2016. – С. 79–86.

20. Цылова Е. Г., Экгауз Е. Я. Презентация как инструмент влияния на восприятие и мотивацию слушателя // Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов восьмой международной научно-методической конференции (Екатеринбург, 2–4 февраля 2011 г.). – Екатеринбург: Изд-во УрФУ. – 2011. – С. 177–181.

21. Шварц А. Ю., Чумаченко Д. В., Кричевец А. Н. Особенности теоретического восприятия визуального математического материала и механизмы их возникновения // Айтрекинг в психологической науке и практике / под ред. В. А. Барабанщикова. – М.: Когито-Центр, 2016. – С. 117–127.

22. Шурупова М. А., Красноперов А. В., Терещенко Л. В., Латанов А. В. Влияние когнитивного задания на параметры движений глаз при просмотре статических и динамических сцен // Айтрекинг в психологической науке и практике / под ред.
В. А. Барабанщикова. – М.: Когито-Центр, 2016. – С. 202–212.

23. Ярош О. Б. Визуальный нейромаркетинг: методы измерения и метрики // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Биология. Химия. – 2020. – Т. 6 (72), № 1. – С. 240–250.

24. Ackerman R., Lauterman T. Taking reading comprehension exams on screen or on paper? A metacognitive analysis of learning texts under time pressure // Computers in Human Behavior. – 2012. – № 28 (5). – Pp. 1816–1828.

25. Argyle M. Bodily Communication. – United Kingdom: Routledge, 1993. – 384 р.

26. Chen G., Cheng W., Chang T., Zheng X., Huang R. A comparison of reading comprehension across paper, computer screens, and tablets: Does tablet familiarity matter? // Journal of Computers in Education. – 2014. – Vol. 1. – Pp. 213–225. DOI: https://doi.org/10.1007/s40692-014-0012-z

27. Coiro J., Dobler E. Exploring the online reading comprehension strategies used by sixth-grade skilled readers to search for and locate information on the Internet // Reading Research Quarterly. – 2007. – № 42 (2). – Pp. 214–257. DOI: https://doi.org/10.1598/RRQ.42.2.2

28. Holmqvist K., Nyström M., Andersson R., Dewhurst R., Jarodzka H., van de Weijer J. Eye Tracking: A Comprehensive Guide to Methods and Measures. – Oxford University Press, Oxford, 2011.

29. Hyona J., Lorch R. F., Rinck M. Eye movement measures to study global text processing // The mind’s eye: Cognitive and applied aspects of eye movement research. – 2003. – Pp. 313–334.

30. Jeong H. A comparative study of scores on computer-based tests and paper-based tests // Behaviour & Information Technology. – 2014. – № 33 (4). – Pp. 410–422.

31. Li J. Development and validation of second language online reading strategies inventory // Computers & Education. – 2020. – Vol. 145, Issue 5. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103733

32. Muñoz-Leiva F., Hernández-Méndez J., Gómez-Carmona D. Measuring advertising effectiveness in Travel 2.0 websites through eye-tracking technology // Physiology & Behavior. – 2019. – № 200. – Pp. 83–95. DOI: https://doi.org/10.1016/j.physbeh.2018.03.002

33. O’Rourke B., Stickler U. Synchronous communication technologies for language learning: Promise and challenges in research and pedagogy // Language Learning in Higher Education. – 2017. – № 7 (1). – Pp. 1–20.

34. Paolazzi С. L., Grillo N., Cera C., Karageorgou F., Bullman E., Chow W. Y., Santi A. Eyetracking while reading passives: an event structure account of difficulty // Language, Cognition and Neuroscience. – 2021. – Vol. 37, Issue 2. – Pp. 135–153. DOI: https://doi.org/
10.1080/23273798.2021.1946108

35. Penttinen M., Anto E., Mikkila-Erdmann M. Conceptual change, text comprehension and eye movements during reading // Research in Science Education. – 2013. – Vol. 43, Issue 4. – Pp. 1407–1434.

36. Pernice K. F-Shaped Pattern of Reading on the Web: Misunderstood, But Still Relevant (Even on Mobile) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nngroup.com/articles/f-shaped-pattern-reading-web-content/ (дата обращения: 21.08.2022).

37. Pernice K., Nielsen Y. How to Conduct Eyetracking Studies [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nngroup.com/reports/how-to-conduct-eyetracking-studies/ (дата обращения: 21.08.2022).

38. Poole A., Ball L. J., Phillips P. In Search of Salience: A Response-Time and Eye-Movement Analysis of Bookmark Recognition // S. Fincher, P. Markopolous, D. Moore,
R. Ruddle (eds) People and Computers XVIII – Design for Life: Proceedings of HCI 2004. – London: Springer-Verlag Ltd, 2004. – Pр. 363–378.

39. Rayner Ch. S. Eye movements as reflections of comprehension processes in reading // Scientific Studies of Reading. – 2006. – Vol. 10, Issue 3. – Pp. 241–255.

40. Renshaw J. A., Finlay J. E., Tyfa D., Ward R. D. Understanding Visual Influence in Graph Design through Temporal and Spatial Eye Movement Characteristics // Interacting with Computers. – 2004. – Vol. 16, Issue 3. – Pр. 557–558.

41. Shelton J. T., Christopher E. A. A fresh pair of eyes on prospective memory monitoring // Memory & Cognition. – 2016. – Vol. 44, Issue 6. – Pp. 837–845. DOI: https://doi.org/10.3758/s13421-016-0601-3

42. Shi L., Stickler U. Eyetracking a meeting of minds: teachers’ and students’ joint attention during synchronous online language tutorials // Journal of China Computer-Assisted Language Learning. – 2021. – Vol. 1, Issue 1. – Pp. 145–169. DOI: https://doi.org/10.1515/jccall-2021-2006

43. Steinmetz K. R. M., Kensinger E. A. The emotion-induced memory trade-off: more than an effect of overt attention? // Memory & Cognition. – 2013. – Vol. 41, Issue 1. –
Pp. 69–81. DOI: https://doi.org/10.3758/s13421-012-0247-8

44. Thoermer A., Williams L. Using digital texts to promote fluent reading // The Reading Teacher. – 2012. – Vol. 65, Issue 7. – Pp. 441–445. DOI: https://doi.org/10.1002/TRTR.01065

45. Vitu F., McConkie G. W. Regressive saccades and word perception in adult reading // Reading as a perceptual process. – North-Holland: Elsevier Science Publishers, 2000. –
Pp. 301–326. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-008043642-5/50015-2

46. Wedel M., Pieters R. Eye tracking for visual marketing // Found. Trend. Market. – 2008. – Vol. 1, Issue 4. – Pp. 231–320. DOI: http://dx.doi.org/10.1561/1700000011

Информация об авторах

Абабкова Марианна Юрьевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры связей с общественностью, Гуманитарный институт, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-6589-8523, miuababkova@etu.ru

Розова Наталья Константиновна – кандидат экономических наук, доцент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью, Гуманитарный институт, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0001-7403-7912, nkroz@yandex.ru