Специфика дистанционного обучения студентов педагогических специальностей предмету «Технологии искусственного интеллекта»

DOI: 10.15293/1812-9463.2204.11

УДК 378+004.8:004.9

Шрайнер Борис Александрович

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

Розов Константин Владимирович

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

АннотацияТехнологии искусственного интеллекта являются одними из приоритетных направлений, способствующих прогрессу общества. Это обусловливает необходимость изучения подобных технологий уже на уровне среднего образования. При этом очевидна нехватка подготовленных в данной области педагогов, что приводит к потребности включения соответствующих элементов в содержание профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей с целью формирования у них навыков работы с современными технологиями искусственного интеллекта. В статье описывается опыт дистанционного обучения студентов по дисциплине «Технологии искусственного интеллекта» в Новосибирском государственном педагогическом университете. Организация учебного процесса по изучению технологий искусственного интеллекта предполагает применение технологий дистанционного обучения, которые обеспечивают возможность выполнения обучающимися практических заданий в собственном темпе, быстрое обновление устаревающей информации, интеграцию с облачными сервисами. Приведено описание двух различных подходов к профессиональной подготовке будущих учителей в области искусственного интеллекта. Представлены элементы содержания учебного курса по искусственному интеллекту.

Ключевые словатехнологии искусственного интеллекта, искусственный интеллект, дистанционное обучение, электронное обучение, подготовка учителей, анализ данных, машинное обучение, компьютерное зрение, обработка естественного языка.

Для цитированияШрайнер Б. А., Розов К. В. Специфика дистанционного обучения студентов педагогических специальностей предмету «Технологии искусственного интеллекта» // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 4 (68). – С. 122–132. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2204.11

ФинансированиеИсследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках исполнения государственного задания № 073-03-2022-037 от 13.01.2022 г. по проекту «Цифровая трансформация образования: разработка, апробация моделей внедрения дистанционного обучения в образовательных организациях всех уровней образования».

текст

Список источников

1. Брызгалина Е. В. Искусственный интеллект в образовании. Анализ целей внедрения // Человек. – 2021. – Т. 32, № 2. – С. 9–29. DOI: https://doi.org/10.31857/S023620070014856-8

2. Гамбеева Ю. Н., Глотова А. В. Искусственный интеллект как часть концепции современного образования: вызовы и перспективы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 10. – С. 10–16.

3. Григорьев С. Г., Калинин И. А., Самылкина Н. Н. Система заданий для первой всероссийской олимпиады школьников по искусственному интеллекту // Информатика и образование. – 2022. – Т. 37, № 3. – С. 12–20. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2022-37-3-12-20

4. Левченко И. В. Содержание обучения элементам искусственного интеллекта в школьном курсе информатики // Информатика в школе. – 2020. – № 4. – С. 3–10. DOI: https://doi.org/10.32517/2221-1993-2020-19-4-3-10

5. Методические рекомендации по обучению искусственному интеллекту в основной школе. ‒ М.: Образование и Информатика, 2021. ‒ 48 с.

6. Нейросетям требуются мозги [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/5304295 (дата обращения: 22.08.2022).

7. Некрасова И. И., Розов К. В., Шрайнер Б. А. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего и общего образования // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 3. – С. 20–27. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2103.02

8. Казачанская М. Ю., Гордиенко П. Р., Гончаров И. О., Шрайнер Б. А. Разработка мобильного приложения компьютерного зрения для помощи слабовидящим // Цифровая трансформация и искусственный интеллект в образовании: сборник научных трудов международной научно-практической конференции в рамках международного форума «Высокие технологии, искусственный интеллект и роботизированные системы в образовании» (Новосибирск, 16–17 ноября 2021 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. – С. 141–145.

9. Розов К. В. Технологии искусственного интеллекта на языке Python 3: практикум. – 2-е изд., доп. и перераб. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. – 211 с.

10. Розов К. В. Формирование профессиональной готовности будущих учителей информатики к применению технологий искусственного интеллекта // Информатика и образование. – 2022. – Т. 37, № 2. – С. 50–63. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2022-37-2-50-63

11. Розов К. В. Опыт дистанционной подготовки студентов заочной формы обучения, будущих педагогов математического и экономического профилей, в области технологий искусственного интеллекта // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы VI Международной научной конференции (Красноярск, 20–23 сентября 2022 г.): в 3 ч. Ч. 3. – Красноярск: Изд-во КГПУ им. В. П. Астафьева, 2022. – С. 304–308.

12. Российским компаниям не хватает четыре тысячи специалистов в области ИИ [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2021/02/11/rossijskim-kompaniiam-ne-hvataet-chetyre-tysiachi-specialistov-v-oblasti-ii.html (дата обращения: 22.08.2022).

13. Садыкова А. Р., Левченко И. В. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2020. – Т. 17, № 3. – С. 201–209. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-3-201-209

14. Салахова А. А. Прикладные вопросы искусственного интеллекта в индивидуальных проектах обучающихся // Информационные технологии в образовании. – 2020. – № 3. – С. 208–211.

15. Самылкина Н. Н., Калинин И. А. Новый взгляд на информатику: имитационное моделирование, искусственный интеллект и блокчейн в углубленном курсе информатики // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы международной научно-практической интернет-конференции (Москва, 22–26 апреля 2019 г.) / под ред. Л. Л. Босовой, Д. И. Павлова. – М.: Изд-во МПГУ, 2019. – С. 18–24.

16. Самылкина Н. Н., Салахова А. А. Обучение основам искусственного интеллекта и анализа данных в курсе информатики на уровне среднего общего образования: монография. – М.: Изд-во МПГУ, 2022. – 242 с.

17. Урок Цифры – всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий [Электронный ресурс]. – URL: https://урокцифры.рф (дата обращения: 22.08.2022).

18. Шрайнер Б. А., Розов К. В. Введение в искусственный интеллект: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. – 101 с.

19. AI-ACADEMY Академия искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. – URL: https://ai-academy.ru/ (дата обращения: 22.08.2022).

Информация об авторах

Шрайнер Борис Александрович – кандидат психологических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-0480-1238, boris.shrayner@gmail.com

Розов Константин Владимирович – старший преподаватель кафедры информационных систем и цифрового образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-5231-8035, konstantin_dubrava@mail.ru