О содержании учебных исследований по математике в рамках учебных практик по получению первичных навыков научно-исследовательской работы

DOI: 10.15293/1812-9463.2204.07

УДК 372.851

Таранова Марина Владимировна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

АннотацияСтатья посвящена проблеме структурирования и наполнения содержания учебных исследований в рамках учебных практик по получению первичных навыков научно-исследовательской работы, которые осуществляются при подготовке учителя математики. Акцент сделан на содержательной составляющей учебных исследований. Показано, что целенаправленная работа по освоению методологических знаний как в области математики, так и в области методики ее преподавания оказывает положительный эффект на освоение методов научно-исследовательской работы. Представлены результаты исследований этапов освоения методов. Приведены примеры содержания учебных задач (заданий), средствами которых студенты/магистранты вводятся в состояние самостоятельного научного поиска. Новизна предложенного решения заключается в идее влияния системного подхода в организации учебных исследований в рамках практик по получению первичных навыком научно-исследовательской работы на конечные результаты функционирования этой системы. Приведены аргументы прямого влияния разработанной системы практик на эффективность организуемого учебного процесса.

Ключевые словаисследовательская компетентность учителя, учебная практика по получению первичных навыков научно-исследовательской работы, учебные исследования, учебные задачи, этапы освоения методов научного познания.

Для цитированияТаранова М. В. О содержании учебных исследований по математике в рамках учебных практик по получению первичных навыков научно-исследовательской работы // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 4 (68). –
С. 77–86. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2204.07

Список источников

1. Брыкова О. В., Громова Т. В. Исследовательская деятельность в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2011. – 32 с.

2. Демьянович Н. М. Теоретические аспекты развития исследовательской компетентности учителей начальных классов // Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в образовательном процессе института развития образования: сборник научных трудов / под общ. ред. М. М. Жудро. – Могилев: Изд-во МГОИРО, 2021. – С. 110–129.

3. Елекенова Л. З. Сущностная характеристика понятия «исследовательские умения школьников» // Вестник Павлодарского государственного университета. – 2010. – № 4. – С. 26–30.

4. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 174 с.

5. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности: учебно-методическое пособие. – Ижевск: Изд. УдГУ, 2001. – 103 с.

6. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. – 2011. – № 10. – С. 152–158.

7. Леонтович А. В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2012. – № 1. – С. 24–33.

8. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии. – 2006. – № 2. – С. 19–31.

9. Муравьев Е. М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1996. – 27 с.

10. Набиева Е. В. Формирование исследовательской компетентности студентов педагогического университета через систему спецкурсов по единой проблеме: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Иркутск, 1999. – 16 с.

11. Набиева Е. В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – № 5. –
С. 13–17.

12. Обухов А. С. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. – М.: НИИ Школьных технологий, 2009. – 612 с.

13. Павлова И. В. Некоторые факторы, определяющие эффективность формирования опыта исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей. – М., 2009. –
С. 262–265.

14. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение, интеллект, творчество // Исследовательская работа школьников. – 2012. – № 2. – С. 29–42.

15. Таранова М. В. Роль и место исследовательской деятельности учащихся в процессе освоения ими методов математики [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15764 (дата обращения: 02.07.2022).

16. Таранова М. В. Методологические аспекты повышения эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов при обучении математике: монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 116 с.

17. Ушаков A. A. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Майкоп, 2008. – 18 с.

18. Федотова Н. А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2010. – 23 с.

19. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 2008. – 196 с.

20. Baer M., Guldimann T., Kocher M., Wyss C. Kognitive Aktivierung als Ausbildungsziel der Lehrer/innenbildung. Was zeigt den Blick in den Unterricht? // Schulpraktika in der Lehrerbildung: Theoretische Grundlagen, Konzeptionen, Prozesse und Effekte. – Münster: Waxmann, 2014. – S. 183–200.

21. Helmke A. Forschung zur Lernwirksamkeit des Lehrerhandelns // Handbuch der Forschung zum Lehrerberuf. – Münster: Waxmann, 2014. – S. 807‒821.

22. Schlemminger G. Dem Lernen einen Sinn geben // Fragen und Versuche. – 2013. – № 37. – S. 18–23.

Информация об авторе

Таранова Марина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры и математического анализа, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3582-6665, marinataranowa@yandex.ru