DOI: 10.15293/1812-9463.2204.07
УДК 372.851
Таранова Марина Владимировна
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблеме структурирования и наполнения содержания учебных исследований в рамках учебных практик по получению первичных навыков научно-исследовательской работы, которые осуществляются при подготовке учителя математики. Акцент сделан на содержательной составляющей учебных исследований. Показано, что целенаправленная работа по освоению методологических знаний как в области математики, так и в области методики ее преподавания оказывает положительный эффект на освоение методов научно-исследовательской работы. Представлены результаты исследований этапов освоения методов. Приведены примеры содержания учебных задач (заданий), средствами которых студенты/магистранты вводятся в состояние самостоятельного научного поиска. Новизна предложенного решения заключается в идее влияния системного подхода в организации учебных исследований в рамках практик по получению первичных навыком научно-исследовательской работы на конечные результаты функционирования этой системы. Приведены аргументы прямого влияния разработанной системы практик на эффективность организуемого учебного процесса.
Ключевые слова: исследовательская компетентность учителя, учебная практика по получению первичных навыков научно-исследовательской работы, учебные исследования, учебные задачи, этапы освоения методов научного познания.
Для цитирования: Таранова М. В. О содержании учебных исследований по математике в рамках учебных практик по получению первичных навыков научно-исследовательской работы // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 4 (68). – С. 77–86. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2204.07
Список источников
1. Брыкова О. В., Громова Т. В. Исследовательская деятельность в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2011. – 32 с.
2. Демьянович Н. М. Теоретические аспекты развития исследовательской компетентности учителей начальных классов // Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в образовательном процессе института развития образования: сборник научных трудов / под общ. ред. М. М. Жудро. – Могилев: Изд-во МГОИРО, 2021. – С. 110–129.
3. Елекенова Л. З. Сущностная характеристика понятия «исследовательские умения школьников» // Вестник Павлодарского государственного университета. – 2010. – № 4. – С. 26–30.
4. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 174 с.
5. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности: учебно-методическое пособие. – Ижевск: Изд. УдГУ, 2001. – 103 с.
6. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. – 2011. – № 10. – С. 152–158.
7. Леонтович А. В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2012. – № 1. – С. 24–33.
8. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии. – 2006. – № 2. – С. 19–31.
9. Муравьев Е. М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1996. – 27 с.
10. Набиева Е. В. Формирование исследовательской компетентности студентов педагогического университета через систему спецкурсов по единой проблеме: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Иркутск, 1999. – 16 с.
11. Набиева Е. В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – № 5. –
С. 13–17.
12. Обухов А. С. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. – М.: НИИ Школьных технологий, 2009. – 612 с.
13. Павлова И. В. Некоторые факторы, определяющие эффективность формирования опыта исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей. – М., 2009. –
С. 262–265.
14. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение, интеллект, творчество // Исследовательская работа школьников. – 2012. – № 2. – С. 29–42.
15. Таранова М. В. Роль и место исследовательской деятельности учащихся в процессе освоения ими методов математики [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15764 (дата обращения: 02.07.2022).
16. Таранова М. В. Методологические аспекты повышения эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов при обучении математике: монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 116 с.
17. Ушаков A. A. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Майкоп, 2008. – 18 с.
18. Федотова Н. А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2010. – 23 с.
19. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 2008. – 196 с.
20. Baer M., Guldimann T., Kocher M., Wyss C. Kognitive Aktivierung als Ausbildungsziel der Lehrer/innenbildung. Was zeigt den Blick in den Unterricht? // Schulpraktika in der Lehrerbildung: Theoretische Grundlagen, Konzeptionen, Prozesse und Effekte. – Münster: Waxmann, 2014. – S. 183–200.
21. Helmke A. Forschung zur Lernwirksamkeit des Lehrerhandelns // Handbuch der Forschung zum Lehrerberuf. – Münster: Waxmann, 2014. – S. 807‒821.
22. Schlemminger G. Dem Lernen einen Sinn geben // Fragen und Versuche. – 2013. – № 37. – S. 18–23.
Информация об авторе
Таранова Марина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры и математического анализа, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3582-6665, marinataranowa@yandex.ru