Исследование практики применения инструментов геймификации в современном педагогическом образовании

DOI: 10.15293/1812-9463.2204.09

УДК 37.013.32+37.012

Богданова Елена Владимировна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

АннотацияВ статье представлены промежуточные итоги проведенного исследования геймификации как ресурса образовательной деятельности как с позиции исследования, так и с позиции разработки содержательно-технологического инструментария для внедрения геймификации в педагогическую деятельность. Логика проводимого исследования представляет собой три взаимосвязанных и взаимодополняющих этапа научно-исследовательской работы с последовательным решением поставленных задач: аналитический этап, этап прототипирования и внедренческий этап. Аналитический этап направлен на исследование и обоснование научно-методических и инструментально-технологических подходов применения геймификации в педагогическом образовании; обобщение и систематизацию опыта использования геймификации в деятельности образовательных организаций разного уровня субъектов Российской Федерации. На этапе прототипирования осуществлялось изучение и разработка содержательно-технологического инструментария для внедрения геймификации в педагогическую деятельность, что нашло свое отражение в создании банка инструментов геймификации для использования в педагогическом образовании. На третьем этапе реализации научно-исследовательской работы осуществлялась апробация и внедрение исследовательских результатов и созданных образовательных продуктов в практику педагогической деятельности.

Ключевые словагеймификация, современное образование, содержательно-технологический инструментарий.

Для цитированияБогданова Е. В. Исследование практики применения инструментов геймификации в современном педагогическом образовании // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 4 (68). – С. 95–105. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2204.09

ФинансированиеПодготовлено в рамках реализации государственного задания
№ 073-03-2022-037 на выполнение научно-исследовательской работы по проекту «Научно-методическое обоснование геймификации в педагогическом образовании».

текст

Список источников

1. Clark A. C., Ernst J. V. STEM-Based Computational Modeling for Technology Education // The Journal of Technology Studies. – 2008. – Vol. 34, Issue 1. DOI: https://doi.org/10.21061/jots.v34i1.a.3

2. Clark D. B., Tanner-Smith E., Killingsworth S. S. Digital Games, Design, and Learning: A Systematic Review and Meta-Analysis // Review of Educational Research. – 2016. – Vol. 86, Issue 1. – Pp. 79–122. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654315582065

3. Tsekleves E., Cosmas J., Aggoun A. Benefits, barriers and guideline recommendations for the implementation of serious games in education for stakeholders and policymakers // British Journal of Educational Technologies. – 2014. – Vol. 47, Issue 1. – Pp. 164–183. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12223

4. Fu K., Hainey T., Baxter G. A systematic literature review to identify empirical evidence on the use of computer games in business education and training // 10th European Conference on Games Based Learning, 2016 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/318094919_A_systematic_literature_review_to_identify_empirical_evidence_on_the_use_of_computer_games_in_business_education_and_training (дата обращения: 01.08.2022).

5. Jenkins H., Klopfer E., Squire K., Tan P. Entering the education arcade // Computers in Entertainment. – 2003. – Vol. 1, Issue 1. – Pp. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1145/950566.950591

6. Smetana L. K., Bell R. L. Computer Simulations to Support Science Instruction and Learning: A critical review of the literature // International Journal of Science Education. – 2012. – Vol. 34, Issue 9. – Pp. 1337–1370. DOI: https://doi.org/10.1080/09500693.2011.605182

7. Sauvé L., Renaud L., Kaufman D., Marquis J.-S. Distinguishing between Games and Simulations: A Systematic Review // Journal of Educational Technology and Society. – 2007. – Vol. 10, Issue 3. – Pp. 247–256.

8. Peterson M. Computerized Games and Simulations in Computer-Assisted Language Learning: A Meta-Analysis of Research // Simulation & Gaming. – 2010. – Vol. 41, Issue 1. – Pp. 72–93. DOI: https://doi.org/10.1177/1046878109355684

9. Connolly T. M., Boyle E. A., MacArthur E., Haney T., Boyle J. M. A systematic literature review of empirical evidence on computer games and serious games // Computers & Education. – 2012. – Vol. 59, Issue 2. – Pp. 661–686. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.03.004

10. Wouters P., van Oostendorp H. A meta-analytic review of the role of instructional support in game-based learning // Computers & Education. – 2013. – Vol. 60, Issue 1. –
Pp. 412–425. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.07.018

11. Богданова Е. В. Скетчбук «Геймификация в действии» [Электронный ресурс]: рабочая тетрадь для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». – Новосибирск, 2021. – 1 CD-R. – Доступна электронная версия. ЭБС НГПУ. Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/91206/read.php

12. Богданова Е. В., Ильин А. С., Арманская О. В., Кудашов Г. Н. Геймификация педагогической деятельности: методики и инструментарий [Электронный ресурс]: электронное учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2021. – 1 CD-R. – Доступна электронная версия. ЭБС НГПУ. Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/91199/read.php

13. Богданова Е. В., Кудашов Г. Н., Дмитриев В. Е., Ильин А. С. Технологии игрофикации в образовании [Электронный ресурс]: электронное учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2021. – 1 CD-R. – Доступна электронная версия. ЭБС НГПУ. Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/91199/read.php

14. Богданова Е. В., Мусиенко М. С. Использование инструментов геймификации в практике современного образования // Вестник педагогических инноваций. – 2021 – № 3 (63). – С. 173–183.

15. Геймификация в современном педагогическом образовании [Электронный ресурс]: атлас лучших практик / Е. В. Богданова, Е. А. Яровая, А. Н. Дахин, Ю. Н. Ковшова, М. Н. Сухоносенко [и др.]. – Новосибирск, 2021. – 1 CD-R. – Доступна электронная версия. ЭБС НГПУ. Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/91213/read.php

16. Дахин А. Н. Педагогика геймификации // Вестник педагогических инноваций. – 2021 – № 3 (63). – С. 27–35.

17. Дьяконова О. О. Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 6. – С. 182–185.

18. Кобзева Н. А. Edutainment как современная технология обучения // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 4. – С. 192–195.

19. Ковшова Ю. Н., Сухоносенко М. Н. Модель использования геймификации в педагогическом вузе на примере обучения студентов математическим дисциплинам // Вестник педагогических инноваций. – 2021 – № 3 (63). – С. 152–162.

20. Ковшова Ю. Н., Сухоносенко М. Н., Яровая Е. А. Геймификация как средство формирования математической грамотности обучающихся основной школы [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9, № 4. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN421.pdf (дата обращения: 01.08.2022).

21. Ковшова Ю. Н., Яровая Е. А. От дидактической игры к обучающей геймификации // Вестник педагогических инноваций. – 2021. – № 3 (63). – С. 105–120.

22. Косарецкий С. Г., Кудрявцева М. А., Фиофанова К. А. Актуальная ситуация развития сектора «эдьютейнмент» для детей в России. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 36 с.

23. Яровая Е. А., Ковшова Ю. Н., Сухоносенко М. Н. Использование геймификации в учебном процессе общеобразовательной школы [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов педагогических профилей и учителей общеобразовательных школ. – Новосибирск, 2021. – 1 CD-R. – Доступна электронная версия. ЭБС НГПУ. Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/91199/read.php

24. Яровая Е. А., Ковшова Ю. Н. Геймификация в процессе обучения математике в школе [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие. – Новосибирск, 2021. – 1 CD-R. – Доступна электронная версия. ЭБС НГПУ. Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/91667/web.php

Информация об авторе

Богданова Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии детского отдыха, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-1972-1230, elbogd@mail.ru