Предупреждение предпосылок орфографических нарушений у детей с недоразвитием речи

УДК 376.36+372.3/.4

DOI: 10.15293/1812-9463.2301.09

 

Ковригина Лариса Валентиновна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

 

АннотацияСреди актуальных вопросов современной отечественной логопедии особое место занимает изучение проблемы специфической школьной неуспеваемости (дизорфографии), исследование которой объективировано возрастающим количеством учащихся, неспособных полноценно усвоить орфографические нормы русского письма. Проблема дизорфографии осознается логопедами не только на стадии школьного обучения, когда нарушение процесса формирования орфографической нормы становится очевидным, но и на этапе становления письменной речи, когда можно говорить о пропедевтическом подходе к выявлению и предупреждению данной проблемы. В современной отечественной логопедии понятие письма рассматривают как сложную осознанную форму речи и речевой деятельности. Весь путь овладения речью формирует у детей не только практическое осознание звуковой формы слова, но и практическое овладение лексико-семантическими и лексико-морфологическими представлениями, которые являются важнейшими предпосылками готовности ребенка к усвоению орфографии и грамматики письма. Цель данного исследования – выявление механизмов неготовности детей с недоразвитием речи к овладению основными предпосылками орфографически грамотного письма и путей их предупреждения.

Ключевые слованедоразвитие речи, орфография, орфографические нормы, дизорфография, языковые обобщение, предупреждение.

Для цитированияКовригина Л. В. Предупреждение предпосылок орфографических нарушений у детей с недоразвитием речи // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69). С. 78–84. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2301.09

текст

Список источников

1. Андреева Е. Н., Щёголева Г. С. Организация работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок в изложениях младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2021. – Т. 12, № 2. – С. 54–63.

2. Бизюк А. П., Кац Е. Э., Колосова Т. А., Сорокин В. М. Нейропсихологический аспект исследования орфографической компетенции младших школьников // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – № 6 (218). – С. 103–109.

3. Зюзина Е. А. Искажение орфографии слова как стилистический прием (на материале прессы) // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6 (85). – С. 463–465.

4. Колесова О. В., Тивикова С. К., Деменева Н. Н. Формирование у учащихся регулятивного действия планирования на уроках русского языка // Сибирский учитель. – 2019. – № 1 (122). – С. 81–87.

5. Мацюк Е. А., Абакумова И. В. Дидактические основы развития ценностно-смысловой сферы младших школьников с дисграфией в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 10. – С. 148–167.

6. Нечаева И. В. К типологии орфографической вариативности в русском языке // Русская речь. – 2022. – № 3. – С. 47–59.

7. Николенкова Н. В. Бытовая орфография и пунктуация как признак правописной ситуации в русском языке в начале XXI века // Филология и человек. – 2022. – № 2. – С. 38–51.

8. Прищепова И. В. Преодоление дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Русский язык в школе. – 2020. – Т. 81, № 3. – С. 46–51.

9. Прищепова И. В. Формирование морфологической основы орфографической деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи // Русский язык в школе. – 2021. – Т. 82, № 1. – С. 36–43.

10. Савельева Л. В. Обучение орфографии как процесс реализации познавательного потенциала младших школьников // Начальная школа. – 2018. – № 11. – С. 30–37.

11. Смирнова Л. Г. Орфографическая грамотность как лингвокультурная ценность // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. – 2021. – № 3. – С. 195–203.

12. Шангичева Ю. В. Особенности стратегий усвоения орфографии в начальной школе // Герценовские чтения. Начальное образование. 2020. – Т. 11, № 1. – С. 76–84.

Информация об авторе

Ковригина Лариса Валентиновна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой логопедии и детской речи, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8421-1045, larisa_kovrigina@mail.ru

Поступила: 10.11.2022; одобрена после рецензирования: 20.02.2023; принята к публикации: 22.02.2023.