Проектирование инновационной модели содержания образования на традиционных ценностях народной культуры в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования

Научная статья

УДК 373+376.7+398

DOI: 10.15293/1812-9463.2303.05

 

Байтуганов Владимир Иванович

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

 

АннотацияАктуальность статьи определяется задачами сохранения ценностей народной культуры как источника социальных преобразований в нашем обществе для его стабильного функционирования и развития. Целью работы является обоснование инновационной модели содержания образования – Школы народной культуры как ценностной во взаимодействии общего и дополнительного образования. В статье выявляются организационно-педагогические условия содержания образования, основанного на ценностях народной культуры, включая структуру, учебные планы и программы, предметы и предметные циклы для разных уровней как школьного, так и дополнительного образования. Выявлены группы актуальных ценностей народной культуры: семьи, труда и общественного служения. Уточнено понятие содержания образования в народной культуре, определены дидактические факторы народной культуры, входящие в структуру модели содержания образования. Разработаны составные компоненты фундаментального ядра этнокультурного образовательного стандарта для Школ народной культуры.

Ключевые слова: содержание образования, уровни школьного образования, традиционные ценности народной культуры, ценностные ориентации, инновационная модель содержания образования, взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования, Школа народной культуры, этнокультурный образовательный стандарт.

Для цитирования: Байтуганов В. И. Проектирование инновационной модели содержания образования на традиционных ценностях народной культуры в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3 (71). С. 56–66. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2303.05

текст

Список источников

1. Байтуганов В. И. Философия культуры как современная парадигма обновления содержания школьного образования // Wykształcenie i Nauka bez granic – 2011: materiały VII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji (Przemysl, 05–15 декабря 2011 г.). – Przemysl: Nauka i studia, 2011. – С. 32–39.

2. Байтуганов В. И. Культуросообразность в содержании современного школьного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. – № 6. – С. 12–15.

3. Бакланова Т. И. Педагогика народного художественного творчества: учебник. – 6-е, стер. изд. – СПб.: Планета музыки, 2021. – 160 с.

4. Березина Т. И. Педагогическая культура русского сибирского крестьянства (1861–1917 гг.): монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 1998. – 155 с.

5. Богуславский М. В., Занаев С. З. Педагогическая система Михаила Николаевича Скаткина: генезис и значение: монография. – М., 2018. – 258 с.

6. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д: Булат, 2000. – 351 с.

7. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

8. Гвоздецкий М. Ю. Развитие идеи К. Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ярославль, 2011. – 22 с.

9. Гендин А. М. Ценности и ценностные ориентации в системе факторов и детерминации деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2012. – № 2. – С. 269–277.

10. Золотарева В. А. Модели взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования // Образование личности. – 2014. – № 3. – С. 18–26.

11. Каган М. С. Проблемы методологии гуманитарного познания: Избранные труды. – М.: Юрайт, 2018. – 321 с.

12. Каптерев П. Ф. Культура и личность как факторы воспитания и познания. Ребенок и школа. Опыт плодотворного взаимодействия. – М.: Амрита-Русь, 2017. – 224 с.

13. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. – Самара: Изд. СамГПИ, 1994. – 165 с.

14. Криони Н. К., Селиванов С. Г., Шарипов Ф. В. Инноватика и инновационные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Российский новый университет, 2018. – 294 с.

15. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Введение в педагогическую инноватику. – М.: Изд-во РАО, 2004. – 119 с.

16. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. –
2-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 1991. – 224 с.

17. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. – С. 35–44.

18. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография. – М.: Изд-во МПГУ, 2016. – 256 с.

19. Новицкая М. Ю. От фольклорной школы к освоению традиционной отечественной культуры: программа введения детей в традиционную русскую культуру «Наследие» // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 10. – С. 10–15.

20. Уман А. И. Современная интерпретация модели формирования содержания образования Краевского – Лернера // Методология научного исследования в педагогике: коллективная монография / под ред. Р. С. Бозиева, В. К. Пичугиной, В. В. Серикова. – М.: Планета, 2016. – С. 120–128.

21. Ушинский К. Д. Русская школа / сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой; отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2015. – 688 с.

22. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 252 с.

23. Шамова Т. И., Шибанова Г. Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. – М., 2005. – 200 с.

24. Щуркова Н. Е. Педагогические технологии: учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 232 с.

25. Ядов В. А. [и др.] Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция: коллективная монография. – 2-е, расш. изд. – М., 2013. – 374 с.

26. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.

27. Rokeach M. The Nature of Human Values. – New York: Free Press, 1973. – 438 p.

Информация об авторе

Байтуганов Владимир Иванович – старший преподаватель кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-4080-5343, vasyuganie@mail.ru

Поступила: 20.04.2023; одобрена после рецензирования: 14.07.2023; принята к публикации: 10.08.2023.