Научная статья
УДК 159.9
DOI: 10.15293/1812-9463.2303.06
Кондратьева Светлана Юрьевна
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В статье предлагается анализ результатов экспериментального исследования, предполагавшего выполнение детьми раннего и младшего дошкольного возраста заданий диагностической методики, позволяющей выявить у дошкольников данной возрастной категории уровень сформированности зрительно-моторных функций, развитие которых необходимо при формировании у дошкольников элементарных математических представлений. Анализ результатов позволил сделать вывод о необходимости создания условий предметно-развивающей среды и взаимодействия специалистов, педагогов и родителей в психолого-педагогической работе по развитию зрительно-моторных функций и профилактике дискалькулии в дошкольном возрасте. В статье дается определение понятия «дискалькулия», подчеркивается необходимость создания и реализации наиболее эффективных технологий коррекционной работы по формированию и развитию зрительно-моторных функций в системе психолого-педагогической работы, направленной на профилактику дискалькулии у детей данной возрастной категории.
Ключевые слова: восприятие образа, дискалькулия, математические представления, ориентировка на себе, ориентировка в пространстве, профилактика, психолого-педагогическая работа, ранний возраст.
Для цитирования: Кондратьева С. Ю. Развитие зрительно-моторных функций у детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью профилактики дискалькулии // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3 (71). С. 67–76. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2303.06
текст
Список источников
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012.
3. Безруких М. М., Морозова Л. В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет. – М., 1996. – 40 с.
4. Говорова Р. И., Дьяченко О. М. Формирование пространственной ориентировки у детей // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 9.
5. Кондратьева С. Ю. Профилактика и коррекция дискалькулии в системе формирования культуры познания математики у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста: монография. – М.: Парадигма, 2017. – 264 с.
6. Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Сфера, 2022. – 122 с.
7. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Материалы к урокам психологического развития. – М.: Ось-89, 2008. – 130 с.
8. Люблинская А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста // Известия АПНРСФСР. – 1956. – Вып. 86. – С. 53.
9. Люблинская А. А. Детская психология: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1986.
10. Результаты НИКО – 2014 по математике: Что и требовалось доказать // Математика в школе. – 2015. – № 2. – С. 8–9.
11. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995. – 256 с.
12. Шардукалов В. Н. Обучение детей с задержкой психического развития // Начальная школа. – 1993. – № 2. – С. 58–60.
13. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Владос, 2001. – 136 с.
14. Шевченко С. Г. Новое в коррекционно-развивающем обучении детей с трудностями в обучении // Дефектология. – 2001. – № 4. – С. 21–24.
15. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание. – М.; Воронеж, 2000. – 360 с.
16. Butterworth B., Varma S., Laurillard D. Dyscalculia: From Brain to Education // Science. – 2011. – Рp. 127–139.
Информация об авторе
Кондратьева Светлана Юрьевна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры логопедии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0001-8345-7003, kondr-svet@rambler.ru
Поступила: 15.05.2023; одобрена после рецензирования: 25.07.2023; принята к публикации: 10.08.2023.