Дидактическая модель проектного обучения школьников технологиям искусственного интеллекта

Научная статья

УДК 378.147:73.01

DOI: 10.15293/1812-9463.2304.05

Чикова Ольга Анатольевна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

Каменев Роман Владимирович

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

Гаар Надежда Петровна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

Сартаков Игорь Витальевич

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

 

АннотацияОтечественные исследования в области теории и методики обучения школьников технологиям искусственного интеллекта в недостаточной степени уделяют внимание проектному обучению как подходу продуктивной дидактики. Основой предлагаемой модели является концепция научно-методического сопровождения педагогических работников в процессе взаимодействия педагогического вуза и базовых школ, реализуемого посредством специализированного центра, функционирующего как элемент Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. В данной концептуальной и ориентированной на практику образования статье предлагается дидактическая модель проектного обучения школьников технологиям искусственного интеллекта и рассматривается метод оценивания образовательных результатов как достижение продуктивной компетентности. Опираясь на компаративный анализ зарубежной научно-методической литературы, предлагается дидактическая структурная модель проектного обучения, включающая семь компонентов: (1) формулирование ожидаемых результатов обучения, (2) понимание концепции учебных материалов, (3) отработка навыков, (4) разработка темы проекта, (5) внесение проектного предложения, (6) выполнение задач проекта, (7) представление отчета о проекте.

Ключевые слова: технологии искусственного интеллекта, продуктивная дидактика, проектное обучение, дидактическая модель, продуктивная компетентность.

Для цитированияЧикова О. А., Каменев Р. В., Гаар Н. П., Сартаков И. В. Дидактическая модель проектного обучения школьников технологиям искусственного интеллекта // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 4 (72). С. 59–76. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2304.05

ФинансированиеИсследование выполнено в рамках проекта «Совершенствование модели взаимодействия педагогических вузов с базовыми школами и организации их методического сопровождения (на базе центра научно-методического сопровождения педагогических работников)», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания № 073-03-2023-027 от 27.01.2023.

текст

Список источников

1. Каменев Р. В., Ступина Е. Е., Ступин А. А., Классов А. Б., Сартаков И. В. Разработка модели повышения уровня владения сквозными цифровыми технологиями в условиях персонализации образовательных траекторий школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 1. – С. 19–32. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2201.02

2. Каменев Р. В., Классов А. Б., Крашенинников В. В. Концепция использования искусственного интеллекта в дистанционном обучении // Вестник педагогических инноваций. – 2021. – № 4 (64). – С. 30–41. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2104.03

3. Шрайнер Б. А. Проектная деятельность студентов при изучении предмета «Технологии искусственного интеллекта» // Педагогический профессионализм в современном образовании (в условиях глобальной цифровизации): научные труды международной научно-практической конференции в рамках Международного форума участников Китайско-российского Союза высших педагогических учебных заведений /
ред.-сост. Е. В. Андриенко, Л. П. Жуйкова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. –
С. 354–358.

4. Шрайнер Б. А. Искусственный интеллект как тема индивидуального итогового проекта обучающегося основной школы // Технологическое образование: Состояние. Проблемы. Перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции / ред.-сост. Р. В. Каменев, И. И. Некрасова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. –
С. 164–169.

5. Барматина И. В., Варакута А. А., Марущак Е. Б. Модель взаимодействия педагогического вуза с базовыми школами в условиях вовлечения высшей школы в непрерывное развитие педагогических работников // Философия образования. – 2021. –
Т. 21, № 4. – С. 212–227. DOI: https://doi.org/10.15372/PHE20210410

6. Барматина И. В., Варакута А. А., Кохан Н. В., Марущак Е. Б. Научно-методическое сопровождение педагогических работников в процессе взаимодействия педагогического вуза и базовых школ // Вестник педагогических инноваций. – 2021. –
№ 4. – С. 5–19. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2104.01

7. Матяш Н. В. Обучение школьников проектной деятельности в старшем школьном возрасте // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. – 2011. – № 1 (2). – С. 102–107.

8. Волчек М. Г., Каменев Р. В., Чупин Д. Ю., Никитина Е. Ю. Организация проектной деятельности обучающихся в рамках реализации предметной области «Технология» // Вестник педагогических инноваций. – 2021. – № 4. – С. 87–101. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2104.09

9. Чернобровкина И. И. Метод проектов как способ организации самостоятельной работы при преподавании дисциплин искусственного интеллекта // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 2-1. – С. 67–69.

10. Латышева Л. П., Олехов А. А., Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л., Мельникова Е. В., Лаптева Т. Д. Обучение школьников основам технологий искусственного интеллекта в условиях дополнительного образования // Информатика в школе. – 2023. – № 1 (180). – С. 32–41. DOI: https://doi.org/10.32517/2221-1993-2023-22-1-32-41

11. Шрайнер Б. А., Некрасова И. И. Чат-бот как основа проектов по искусственному интеллекту в технологическом образовании // Актуальные вопросы развития физико-математического и технологического образования: научные труды Всероссийской научно-практической конференции / ред.-сост. Р. В. Каменев, А. С. Верещагина, И. Н. Лукина. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2023. – С. 64–67.

12. Zhan Z., Shen W., Lin W. Effect of product-based pedagogy on students’ project management skills, learning achievement, creativity, and innovative thinking in a high-school artificial intelligence course // Frontiers in Psychology. – 2022. – vol. 13. –
Pp. 849–842. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.849842

13. Hsu T.-C., Abelson H., Lao N., Tseng Y.-H., Lin Y.-T. Behavioral-Pattern Exploration and Development of An Instructional Tool for Young Children to Learn AI // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2021. – Vol. 2. DOI: https://doi.org/10.1016/j.caeai.2021.100012

14. Матяш Н. В., Хохлова М. В. Типология учебных ситуаций проектной деятельности школьников для уроков технологии по созданию материальных продуктов // Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом: материалы Международной научно-практической конференции / ред.-сост. Л. В. Козуб. – Ишим, 2019. – С. 160–162.

15. Афонин И. А., Матяш Н. В., Хохлова М. В. Линии сотрудничества лицеистов в учебно-проектной деятельности // Мир образования – образование в мире. – 2015. – № 1 (57). – С. 99–106.

16. Загвоздкина М. В., Мишуненкова О. В. Формирование продуктивной компетентности – педагогическая проблема подготовки кадров для индустрии туризма // Вестник РМАТ. – 2018. – № 1. – С. 111–116.

17. Fatkhurrokhman M., Permata E., Ekawati R., Rizal S. Pengembangan perangkat pembelajaran teknik digital berbasis project based learning di jurusan pendidikan teknik elektro // Jurnal Pendidikan Vokasi. – 2017. – Vol. 7, Issue 1. – Pp. 101–109. DOI: https://doi.org/10.21831/jpv.v7i1.12547

18. Щеглова Т. М. Содержание и структура проектной компетентности: опыт системы среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. – № 2 (30). – С. 186–193.

 

Информация об авторах

Чикова Ольга Анатольевна – доктор физико-математических наук, профессор кафедры информационных систем и цифрового образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3347-9148, chik63@mail.ru

Каменев Роман Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-9367-3997, romank54.55@gmail.com

Гаар Надежда Петровна – кандидат технических наук, зав. лабораторией «Технологии искусственного интеллекта» Технопарка универсальных педагогических компетенций, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-8517-658X, lianelas@mail.ru

Сартаков Игорь Витальевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-1406-9442, nsk@bk.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 03.09.2023, одобрена после рецензирования: 20.10.2023, принята к публикации: 02.11.2023.