Научная статья
УДК 371.13
DOI: 10.15293/1812-9463.2401.03
Кохан Наталья Владимировна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Ерёмина Анастасия Павловна
Оренбургский государственный педагогический университет,
г. Оренбург, Россия
Ганаева Елена Аркадьевна
Оренбургский государственный педагогический университет,
г. Оренбург, Россия
Аннотация. Введение. В современных условиях развития образовательных систем управленческие компетенции руководителя играют ключевую роль в продуктивном развитии организации. проведенные авторами статьи теоретический анализ научных публикаций, эмпирический анализ управленческих практик участников программ дополнительного профессионального образования, конкурсов профессионального мастерства позволили сформулировать проблему исследования: поиск таких направлений, форм осуществления формирования и развития управленческих компетенций руководителя образовательной организации, которые являются примерами обучения в действии и стимулируют развитие профессиональной субъектности. Цель статьи – актуализация современных ориентиров, успешных способов формирования и развития управленческих компетенций в практике педагогических вузов.
Методология. Методологическую основу исследования составили андрагогический и компетентностный подходы, принцип обучения в действии. Для достижения цели исследования авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анализ программ дополнительного профессионального образования, опрос, наблюдение) методы. Прикладное исследование проводилось на базе Новосибирского государственного педагогического университета и Оренбургского государственного педагогического университета.
Результаты. Выявлено, что объединяющим принципом формирования и развития управленческих компетенций является обучение в действии. Процесс формирования и развития управленческих компетенций объективно связан с реальной практикой управления и характеризуется проявлением активности и проактивности педагогического работника (как способности проявлять сознательные волевые усилия между воздействующими факторами и реакцией на них). Специфика современного образования определяет перезагрузку процесса формирования и развития управленческих компетенций.
Выводы. На основании анализа практик формирования и развития управленческих компетенций руководителя образовательной организации обосновано значение профессиональной субъектности, приведены примеры ее проявления. Раскрыты методологические основы и смысловые основания реализации магистерских программ направления «Менеджмент в образовании». Предложены критерии успешности реализации актуальных стратегий, способов формирования и развития управленческих компетенций.
Ключевые слова: управленческие компетенции, профессиональная субъектная позиция, субъектный подход, организационно-деятельностные стратегии, сетевая инфоцентрированность, персонифицированность, управленческие команды, непрерывное образование руководителя.
Для цитирования: Кохан Н. В., Ерёмина А. П., Ганаева Е. А. Успешные практики формирования и развития управленческих компетенций руководителя образовательной организации // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 1 (73). – С. 29–45. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2401.03
Список источников
1. Бичева И. Б., Филатова О. М. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7, № 1. – С. 7. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-7
2. Блиева Ф. И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2007. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-professionalnoy-subektnoy-pozitsii-buduschego-spetsialista (дата обращения: 07.11.2023).
3. Бурнакин М. Н., Сергеева М. Г. Формирование управленческой культуры бакалавров-будущих менеджеров образования. Материалы научного исследования // Профессиональное образование и общество. – 2022. – № 1 (41). – С. 10–164.
4. Джабраилов Д. Х., Исакова Б. Л., Садилова А. Б. Теоретические аспекты развития управленческого потенциала руководителя образовательной организации // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 8 (133). – С. 981–985. DOI: https://doi.org/10.34925/EIP.2021.133.8.187
5. Дмитроченко Т. В. Категория «субъектность личности» в трудах представителей субъектно-деятельностного подхода // Вопросы педагогики. – 2019. – № 9-2. – С. 34–38.
6. Ерёмина А. П., Леденева А. В. Развитие культуры самообразовательной деятельности педагога // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-4. – С. 123–127.
7. Жильцова В. И., Еремка Е. В. Рекомендации по повышению эффективности развития управленческой компетентности руководителя образовательной организации в условиях модернизации образования // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сборник материалов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества (Москва, 17 апреля 2021 г.) / под ред. И. А. Артемьева, В. О. Белевцовой, И. П. Родионовой, М. М. Сабитовой. – М., 2021. – С. 211–215.
8. Иванова А. С., Панина С. В. Развитие управленческой компетентности руководителя общеобразовательной организации: региональный аспект // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2021. – № 3 (23). – С. 28–37.
9. Ишанов Е. Х., Магауова А. С. Развитие информационно-управленческой компетентности руководителей структурного подразделения современного вуза // Вестник Казахского национального университета. Серия Педагогические науки. – 2021. – Т. 68, № 3. – С. 138–152. DOI: https://doi.org/10.26577/JES.2021.v68.i3.12
10. Ксенофонтова А. Н., Ерёмина А. П. Методологические основы теории сетевого образовательного взаимодействия // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2019. – № 4 (222). – С. 111–116.
11. Кушнаренко А. В. Субъектность как детерминанта успешности личности [Электронный ресурс] // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2006. – № 14. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektnost-kak-determinanta-uspeshnosti-lichnosti (дата обращения: 10.11.2023).
12. Леденева А. В., Еремина А. П. Ориентиры цифровой трансформации профессиональной подготовки будущего менеджера образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-3. – С. 62–65.
13. Мирзоева А. М. Кросс-функциональность в практике дополнительного образования. – М.: Перспектива, 2022. – 176 с.
14. Авалуева Н. Б., Алексеева А. С., Майоров А. Н., Алиева Э. Ф. Профессиональная компетентность руководителей образовательных организаций системы общего и среднего профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 484. – С. 145–156. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/484/17
15. Сидляр Т. В., Лисовец Ю. А. Актуальные вопросы развития психологической компетентности руководителей общеобразовательных организаций по предупреждению синдрома профессионального выгорания педагогов // Шамовские чтения: сборник статей XV Международной научно-практической конференции (Москва, 21–25 января 2023 г.): в 2 ч. Ч. 2. – М.: 5 за знания, 2023. – С. 264–270.
16. Синягин Ю. В., Чирковская Е. Г. Управленческая готовность как интегративный показатель развития личностно-профессиональных ресурсов руководителя [Электронный ресурс]. – URL: http://foir.hspa.ranepa.ru/index.php/news/item/2123.html (дата обращения: 05.11.2023).
Информация об авторах
Кохан Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием, руководитель научно-методического центра сопровождения педагогических работников, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3735-4382, nkokhan@mail.ru
Ерёмина Анастасия Павловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия, https://orcid.org/0000-0003-2909-367X, verkoshantseva_n@mail.ru
Ганаева Елена Аркадьевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образованием, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-9744-6134, elganaeva@mail.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 27.11.2023; одобрена после рецензирования: 01.02.2024; принята к публикации: 09.02.2024.