Концептуальные проблемы наставничества в образовании и опыт реализации инновационного проекта Набережночелнинского государственного педагогического университета в Туркменистане

Научная статья

УДК 371.132

DOI: 10.15293/1812-9463.2401.07

 

Мухаметшин Азат Габдулхакович

Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия

Асратян Норайр Мартинович

Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия

Галиев Рустем Мирзанурович

Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия

Чечина Елена Станиславовна

Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия

Шакирова Лариса Рамилевна

Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия

 

АннотацияВведение. В статье наставничество в образовании исследуется как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Концептуально-методологический анализ сконцентрирован на проблеме трансформации наставничества от традиционных форм к современным методам, основанным на активном взаимодействии наставника и наставляемого (подопечного). Методы. Практика наставничества рассматривается на примере разработанного и осуществляемого Набережночелнинским государственным педагогическим университетом инновационного образовательного проекта «учитель – учитель», где основной акцент делается на развитии у молодых педагогов недостающих у них универсальных компетенций. Результаты. Инновационный характер разработанной и практикуемой модели реализуется в ее содержании и структуре, выстроенной в качестве последовательных четырех этапов: 1) выявление дефицитов в освоении универсальных компетенций у молодых учителей; 2) обучение их по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации; 3) посткурсовое сопровождение развития универсальных компетенций учителей;
4) итоговая оценка освоения универсальных компетенций учителей. Эта работа не ограничивается национальными рамками и становится предметом международного взаимодействия. Набережночелнинский государственный педагогический университет активно сотрудничает с вузами и органами управления образованием Туркменистана. Выводы. В статье раскрываются содержание проекта и возможности его осуществления в образовательной системе этой республики.

Ключевые слова: наставничество, адаптация, наставник, наставляемый, целевая модель наставничества, форма наставничества «учитель – учитель», проект, внедрение.

Для цитирования: Мухаметшин А. Г., Асратян Н. М., Галиев Р. М., Чечина Е. С., Шакирова Л. Р. Концептуальные проблемы наставничества в образовании и опыт реализации инновационного проекта Набережночелнинского государственного педагогического университета в Туркменистане // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 1 (73). – С. 80–94. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2401.07

текст

Список источников

1. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18. DOI: https://doi.org/10.24411/2307-4264-2019-10301

2. Галиакберова А. А. Инновационные технологии в высшем педагогическом образовании (на примере Набережночелнинского государственного педагогического университета) [Электронный ресурс] // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2021. – № S2 (31). – С. 198–203. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=icifbm (дата обращения: 04.12.2023).

3. Галиакберова А. А., Мухаметшин А. Г., Асратян Н. М. Межкультурный диалог: методологические аспекты исследования [Электронный ресурс] // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – Т. 10, № 4 (37). – С. 17–21. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47699058 (дата обращения: 04.12.2023).

4. Голикова оценила нехватку педагогов в России [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20231018/uchitelya-1903640426.html (дата обращения: 04.12.2023).

5. Долженко Р. А., Сальцев А. А. Новые направления развития наставничества в РФ [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 9. – C. 6–12. – URL: https://pedobrazovanie.ru/archive/186504/9/novye-napravleniya-razvitiya-nastavnichestva-v-rf (дата обращения: 04.12.2023).

6. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 5. – С. 25–36. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.02

7. Наставнические практики в образовательной организации: опыт педагогов-наставников: методические рекомендации для педагогов [Электронный ресурс] / под ред. К. А. Калинина, Е. С. Чечиной. – Набережные Челны: Изд-во НГПУ, 2023. – 60 с. – URL: https://navigator.apkpro.ru/publications/01he2hahjc2rssxna21jcvef72 (дата обращения: 04.12.2023).

8. Никольский В. С., Неслуховская А. В. Компетенции наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимися [Электронный ресурс] // Исследователь/Researcher. – 2020. – № 1 (29). – С. 135–143. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42943291 (дата обращения: 04.12.2023).

9. О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»): письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 [Электронный ресурс]. – URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-23012020-n-mr-4202-o-napravlenii/ (дата обращения: 04.12.2023).

10. О причинах дефицита школьных учителей и проблемах российского образования [Электронный ресурс]. – URL: https://ruskline.ru/news_rl/2023/10/27/prestizh_professii_uchitelya_snizhen_do_minimalnogo_znacheniya (дата обращения: 04.12.2023).

11. Почему в России не хватает учителей: о причинах и путях решения проблемы высказались эксперты [Электронный ресурс] // Учительская газета. –2023. – 24 июля. – URL: https://ug.ru/pochemu-v-rossii-ne-hvataet-uchitelej-o-prichinah-i-putyah-resheniya-problemy-vyskazalis-eksperty/ (дата обращения: 04.12.2023).

12. Селиверстова М. В., Беляева Д. А. Сравнительный анализ моделей наставничества в современных условиях // International Journal of Humanities and Natural Sciences. – 2019. – Vol. 3-2. – C. 110–116. DOI: https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-10671

13. Чечина Е. С., Шакирова Л. Р., Калинин К. А. Определение понятия «метакомпетенция» в профессиональной деятельности педагога [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. – 2022. – Т. 13, № 4-2. – С. 30–41. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=mgnhji (дата обращения: 04.12.2023).

14. Чечина Е. С., Шакирова Л. Р., Хуснутдинова Р. Р. Подходы к оценке метакомпетенций педагога [Электронный ресурс] // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2022. – № S6 (41). – С. 169–171. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53327207 (дата обращения: 04.12.2023).

15. Набережночелнинский педуниверситет поделился опытом взаимодействия с Туркменистаном на Международном конвенте [Электронный ресурс]. – URL: https://tatngpi.ru/about_the_university/news/6082/ (дата обращения: 04.12.2023).

16. Шакирова Л. Р., Сафина А. М. Курсы повышения квалификации как профессиональное образование педагогических работников в условиях современных трансформаций [Электронный ресурс] // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. – 2022. – № 8. – С. 124–130. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=vxueuu (дата обращения: 04.12.2023).

17. Alliance for Excellent Education. Tapping the potential: Retaining and developing high-quality new teachers [Электронный ресурс]. – URL: https://www.compadre.org/Portal/items/detail.cfm?ID=7241 (дата обращения: 04.12.2023).

18. Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers – Final Report: Teachers Matter [Электронный ресурс]. – Paris: OECD, 2020. – URL: https://www.oecd.org/education/school/attractingdevelopingandretainingeffectiveteachers-finalreportteachersmatter.htm (дата обращения: 04.12.2023).

19. Berliner D. C. A personal response to those who bash teacher education // Journal of Teacher Education. – 2000. – Vol. 51, Issue 5. – Pp. 358–371. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487100051005004

20. Cochran-Smith M., Paris C. Mentor and Mentoring: Did Homer Have It Right? [Электронный ресурс] // Critical Discourses on Teacher Development. Ed. J. Smyth. – London: Cassell, 1995. – URL: https://openlibrary.org/books/OL1119148M/Critical_discourses_on_teacher_development (дата обращения: 04.12.2023).

21. Darling-Hammond L. Doing what matters most: Investigating quality teaching [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/245970917_Doing_What_Matters_Most_Investing_in_quality_teaching (дата обращения: 04.12.2023).

22. Darling-Hammond L., Sykes G. Wanted: A national teacher supply policy for education: The right way to meet the “highly qualified teacher” challenge // Education policy analysis archives. – 2003. – Vol. 11. DOI: https://doi.org/10.14507/epaa.v11n33.2003

23. Darwin A. Critical reflections on mentoring in work settings // Adult Education Quarterly. – 2000. – Vol. 50, Issue 3. – Pp. 197–211. DOI: https://doi.org/10.1177/07417130022087008

24. Fletcher S. H., Strong M. A., Villar A. An investigation of the effects of variations in mentor-based induction on the performance of students in California // Teachers college record. – 2008. – Vol. 110, Issue 10. DOI: https://doi.org/10.1177/016146810811001003

25. Gallant A., Riley P. Early career teacher attrition as arrested development: New thoughts on an intractable problem // Teacher Development. – 2014. – Vol. 18, Issue 4. – Pp. 562–580. DOI: https://doi.org/10.1080/13664530.2014.945129

26. Hobson A. J., Ashby P., Malderez A., Tomlinson P. D. Mentoring beginning teachers: What we know and what we don’t // Teaching and Teacher Education. – 2009. – Vol. 25, Issue 1. – Pp. 207–216. DOI: https://doi.org/10.1016/J.TATE.2008.09.001

27. International Summit on the Teaching Profession 2022: Governments and teachers’ unions working together for an equity driven public education. Valencia, Spain, 11–13 may 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ei-ie.org/en/item/26475:international-summit-on-the-teaching-profession-2022-governments-and-teachers-unions-working-together-to-leave-no-one-behind (дата обращения: 04.12.2023).

28. Jones R., Brown D. The mentoring relationship as a complex adaptive system: Finding a model for our experience // Mentoring and Tutoring: Partnership in Learning. – 2011. – Vol. 19, Issue 4. – Pp. 401–418. DOI: https://doi.org/10.1080/13611267.2011.622077

29. Jones M. Supporting the Supporters of Novice Teachers: an analysis of mentorsʼ needs from twelve European countries presented from an English perspective // Research in Comparative and International Education. – 2009. – Vol. 4, Issue 1. – Pp. 4–21. DOI: https://doi.org/10.2304/rcie.2009.4.1.4

30. Kearney S. Understanding beginning teacher induction: A contextualised examination of best practice // Cogent Education. – 2014. – Vol. 1, Issue 1. DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2014.967477

31. Killeavy M. Induction: A Collective Endeavour of Learning, Teaching, and Leading // Theory Into Practice. – 2006. – Vol. 45, Issue 2. – Pp. 168–176. DOI: https://doi.org/10.1207/s15430421tip4502_9

32. Le Cornu R., Ewing R. Reconceptualising professional experiences in pre-service teacher education… reconstructing the past to embrace the future // Teaching and Teacher Education. – 2007. – Vol. 24, Issue 7. – Pp. 1799–1812. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2008.02.008

33. Mackintosh J. Educative mentoring [Электронный ресурс] // LINK. – 2019. –
Vol. 4, Issue 1. – URL: https://www.herts.ac.uk/link/volume-4,-issue-1/educative-mentoring (дата обращения: 04.12.2023).

34. McNamara O., Murray J., Phillips R. Policy and Research Evidence in the ‘Reform’ of Primary Initial Teacher Education in England [Электронный ресурс]. – Cambridge Primary Review Trust, Pearson Education, 2017. – URL: https://cprtrust.org.uk/wp-content/uploads/2017/01/McNamara-report-170127.pdf (дата обращения: 04.12.2023).

35. Mullen C. Mentorship Primer. – New York: Peter Lang, 2004.

36. Pennanen M., Bristol L., Wilkinson J., Heikkinen H. L. T. What is ‘goodʼ mentoring? Understanding mentoring practices of teacher induction through case studies of Finland and Australia // Pedagogy Culture and Society. – 2015. – Vol. 24, Issue 1. – Pp. 27–53. DOI: https://doi.org/10.1080/14681366.2015.1083045

37. Plunkett M., Dyson M. Becoming a teacher and staying one: Examining the complex ecologies associated with educating and retraining new teachers in rural Australia // Australian journal of teacher education. – 2011. – Vol. 36, Issue 1. – Pp. 32–47. DOI: https://doi.org/10.14221/ajte.2011v36n1.3

38. Spooner-Lane R. Mentoring beginning teachers in primary schools: research review // Professional Development in Education. – 2017. – Vol. 43, Issue 2. – Pp. 252–273. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2016.1148624

39. Van Ginkel G., Verloop N., Denessen E. Why mentor? Linking mentor teachers’ motivations to their mentoring conceptions // Teachers and Teaching. – 2016. – Vol. 22, Issue 1. – Pp. 101–116. DOI: https://doi.org/10.1080/13540602.2015.1023031

Информация об авторах

Мухаметшин Азат Габдулхакович – доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0009-0005-6521-9171, magngpi@mail.ru

Асратян Норайр Мартинович – кандидат философских наук, доцент, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0000-0001-6075-2018, norair.asratyan@gmail.com

Галиев Рустем Мирзанурович – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0000-0002-5096-8648, rm.galiev@mail.ru

Чечина Елена Станиславовна – заведующий лабораторией педагогических инноваций, Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия, chechinaes@gmail.com

Шакирова Лариса Рамилевна – директор института дополнительного профессионального образования, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия, lara.shakirova.2013@mail.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 11.12.2023; одобрена после рецензирования: 06.02.2024; принята к публикации: 09.02.2024.