Научная статья
УДК 378.14
DOI: 10.15293/1812-9463.2402.01
Кондратьева Светлана Юрьевна
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, Россия
Ковалева Мария Владимировна
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Введение. В статье раскрываются вопросы организации профориентационной и наставнической деятельности в вузе через описание целостной профориентационной работы с обучающимися разных уровней обучения в системе «школа – вуз», рассматриваются направления профориентационной работы, описываются пассивные и активные методы, используемые при реализации профориентационной деятельности. Методология. Методологическую основу исследования составили принципы системно-деятельностного подхода и компетентностный подход. Для достижения цели исследования были использованы теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация данных научных публикаций) и эмпирические (наблюдение, опрос) методы. Результаты. Авторами раскрыта целостная педагогическая система профориентационной работы с обучающимися разных уровней обучения, описаны основные направления профориентационной деятельности через реализацию мероприятий, осуществленных в университете с обучающимися школьного возраста и студентами, охарактеризованы преимущества при реализации целостной педагогической системы профиориентационной работы с обучающимися. Выводы. Целостная педагогическая система профориентационной деятельности является важным условием функционирования вуза в условиях конкурентной борьбы. Инновационная составляющая представленной целостной педагогической системы профориентационной работы заключается в реализации непрерывной системы профориентационной работы («школа – вуз», «школьник – абитуриент – студент – молодой специалист»), а также в проведении профориентационной и просветительской деятельности с обучающимися разных уровней обучения.
Ключевые слова: наставник; наставничество; профориентация; студент; компетенции; методы профориентационной деятельности; профессионально-личностная готовность.
Для цитирования: Кондратьева С. Ю., Ковалева М. В. Характеристика целостной педагогической системы профориентационной работы с обучающимися разных уровней обучения // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 2 (74). –
С. 5–12. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2402.01
Список источников
1. Алмазова А. А., Лагутина А. В., Любимова М. М. Речь логопеда как характеристика его профессионального образа // Специальное образование. – 2023. –№ 3 (71). –
С. 122–140.
2. Бочкарева Т. А., Крючков В. П., Рудзинская Т. Ф. Учебно-профессиональные мотивы и динамика их формирования у студентов-логопедов в процессе обучения // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 5 (39). – С. 21–32.
3. Бочкарева Т. А., Крючков В. П., Рудзинская Т. Ф. Механизмы анализа учебно-профессиональной мотивации студентов-логопедов в системе вузовского образования // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 1. – С. 116–126.
4. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 25–36.
5. Дудина Е. А., Поздеева С. И. Проблема наставничества в зарубежных и отечественных педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 5. – С. 85–95.
6. Кузнецова В. В. Особенности духовно-нравственной и эстетической подготовки логопедов в современных условиях // Логопедия: современный облик и контуры будущего: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М.: Изд-во МПГУ, 2021. – С. 237–241.
7. Кривуть М. Л. Коммуникативная компетентность педагога в контексте принципа инклюзии: состояние и модель формирования // Адукацыя I Выхаванне. – 2022. –
№ 3 (363). – С. 51–61.
8. Литвинова Г. А. Методы и формы превентивного управления трудоустройством выпускников регионального вуза // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Ч. 2. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2021. – С. 173–182.
9. Мутырова А. С. Профессиональное самоопределение: принципы и актуальность проблемы // Мир науки, культуры и образования. – 2010. – № 3 (22). – С. 126–129.
10. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. Наставничество как форма непрерывного образования профессиональной самореализации педагога // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60 (4). – С. 302–305.
11. Олиндер М. В. Профориентационная работа со старшеклассниками: проблемы и перспективы довузовской подготовки // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63 (1). – С. 218–221.
12. Тютюева И. А., Филютина Т. Н. Состояние коммуникативного контроля у обучающихся по дефектологическим направлениям подготовки // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. –
№ 12/3 – С. 60–65.
13. Храмцова Т. Г. Сущность идеи непрерывного образования и методы профориентационной работы высшего образовательного учреждения // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск, 2019. – С. 305–307.
14. Черевко М. А. Педагогическое наставничество как фактор профессионального самоопределения молодых педагогов: региональный аспект // Власть и управление на Востоке России. – 2022. – № 3. – С. 150–159.
15. Шилова Е. А. Профессионально-личностная готовность будущего логопеда к деятельности в условиях информатизации образования // Логопедия: современный облик и контуры будущего: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М.: Изд-во МПГУ, 2021. – С. 400–405.
References
1. Almazova A. A., Lagutina A. V., Lyubimova M. M. Speech of a speech therapist as a characteristic of his professional image. Special education, 2023, no. 3 (71), pp. 122–140. (In Russian)
2. Bochkareva T. A., Kryuchkov V. P., Rudzinskaya T. F. Educational and professional motives and dynamics of their formation in speech therapy students in the learning process. Scientific and pedagogical review, 2021, no. 5 (39), pp. 21–32. (In Russian)
3. Bochkareva T. A., Kryuchkov V. P., Rudzinskaya T. F. Mechanisms of analysis of educational and professional motivation of speech therapy students in the system of higher education. Siberian Pedagogical Journal, 2022, no. 1, pp. 116–126. (In Russian)
4. Dudina E. A. Mentoring as a special type of pedagogical activity: essential characteristics and structure. Bulletin of Novosibirsk State Pedagogical University, 2017, no. 5, pp. 25–36. (In Russian)
5. Dudina E. A., Pozdeeva S. I. The problem of mentoring in foreign and domestic pedagogical research. Siberian Pedagogical Journal, 2023, no. 5, pp. 85–95. (In Russian)
6. Kuznetsova V. V. Features of spiritual, moral and aesthetic training of speech therapists in modern conditions. Speech therapy: modern appearance and contours of the future: materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Moscow: Publishing House of the Moscow Pedagogical State University, 2021, pp. 237–241. (In Russian)
7. Krivut M. L. Communicative competence of a teacher in the context of the principle of inclusion: the state and model of formation. Education and Upbringing, 2022, no. 3 (363), pp. 51–61. (In Russian)
8. Litvinova G. A. Methods and forms of preventive employment management for graduates of a regional university. Promotion of professional development of personality and employment of young specialists in modern conditions: collection of materials of the XIII International Scientific and practical Conference: at 3 parts. Part 2. Belgorod: Publishing house Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov, 2021, pp. 173–182. (In Russian)
9. Mutyrova A. S. Professional self-determination: principles and relevance of the problem. World of Science, culture and education, 2010, no. 3 (22), pp. 126–129. (In Russian)
10. Nugumanova L. N., Yakovenko T. V. Mentoring as a form of continuous education of professional self-realization of a teacher. Problems of modern pedagogical education, 2018, no. 60 (4), pp. 302–305. (In Russian)
11. Olinder M. V. Career guidance work with high school students: problems and prospects of pre-university training. Problems of modern pedagogical education, 2019,
no. 63 (1), pp. 218–221. (In Russian)
12. Tyutyueva I. A., Filyutina T. N. The state of communicative control among students in defectological areas of training. Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities, 2020, no. 12/3, pp. 60–65. (In Russian)
13. Khramtsova T. G. The essence of the idea of lifelong education and methods of career guidance work of a higher educational institution. Professional self-determination of youth in an innovative region: problems and prospects: collection of articles based on the materials of the All-Russian scientific and practical conference. Krasnoyarsk, 2019,
pp. 305–307. (In Russian)
14. Cherevko M. A. Pedagogical mentoring as a factor of professional self-determination of young teachers: a regional aspect. Power and management in the East of Russia, 2022, no. 3, pp. 150–159. (In Russian)
15. Shilova E. A. Professional and personal readiness of the future speech therapist to work in the conditions of informatization of education. Speech therapy: the modern look and contours of the future: materials of the II All-Russian Scientific and practical conference with international participation. Moscow: Publishing House of the Moscow Pedagogical State University, 2021, pp. 400–405. (In Russian)
Информация об авторах
Кондратьева Светлана Юрьевна – доктор психологических наук, профессор кафедры логопедии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0001-8345-7003, kondr-svet@rambler.ru
Ковалева Мария Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, kovaleva.logoped@gmail.com
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 04.03.2024; одобрена после рецензирования: 10.04.2024; принята к публикации: 30.04.2024.