Когнитивная доступность информации для профессионального образования, сопровождения и реабилитации

DOI: 10.15293/1812-9463.2402.02

УДК 364.442+376.2/.3/.4+377

Мирошниченко Оксана Анатольевна

Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы
и реабилитации им. Г. А. Альбрехта Министерства труда и социальной
защиты РФ, г. Санкт-Петербург, Россия

Вечканова Ирина Геннадьевна

Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы
и реабилитации им. Г. А. Альбрехта Министерства труда и социальной
защиты РФ, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Введение. В статье рассматриваются проблемы доступности профессионального информирования и межотраслевые результаты исследования на трех этапах. Методология и результаты. На первом этапе применялся метод социологического опроса инвалидов (5500 чел.), при анализе результатов которого сделан вывод о заявленной ими недостаточной важности образования как сферы жизнедеятельности (43 %) и малопонятности предоставляемой им информации на информационных ресурсах (40,2 %). Целью практического второго этапа исследования является разработка и апробация диагностики доступности информации для профессионального информирования и нуждаемости в сопровождении при получении консультативных услуг по профессиональной ориентации в доступных видах труда, социально-психологических, социально-педагогических, коррекционно-образовательных услугах через определение степени когнитивной сохранности как объективного критерия помощи людям и сопровождения лиц с инвалидностью. Использовался адаптированный опросник (тест ММSЕ) как инструмент скрининга когнитивной сохранности у лиц трудоспособного возраста, обратившихся для социального обслуживания
(5915 чел.). Результаты практической диагностики когнитивной сохранности определили подходы к дифференциации информационного дизайна для восприятия информации как условия когнитивной доступности. На третьем этапе осуществлено прогностическое моделирование рекомендаций по повышению доступности профессионального информирования для профессионального обучения, образования и социальной реабилитации, сопровождения инвалидов. Выводы. Учет функциональных и адаптивных резервов, когнитивной сохранности инвалидов детерминирует проектирование, моделирование последующего дизайна доступности информации по уровням когнитивной доступности, что способствует повышению качества профинформирования, консультирования с целью построения маршрута профессионального образования и обучения, в том числе дополнительного образования или переподготовки.

Ключевые слова: инвалиды; когнитивная доступность; когнитивная сохранность; профессиональное информирование; профессиональное образование и обучение; дополнительное образование и переподготовка; профессиональная и социальная реабилитация; сопровождение.

Для цитирования: Мирошниченко О. А., Вечканова И. Г. Когнитивная доступность информации для профессионального образования, сопровождения и реабилитации // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 2 (74). – С. 13–24. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2402.02

Список источников

1. Владимирова О. Н., Логинова Е. Т., Матвеева М. В., Травникова Н. Г., Чистякова Н. П. Исследование проблем профессиональной подготовки специалистов системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов различных целевых реабилитационных групп // Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 5 (154). – С. 161–171.

2. Всероссийские мониторинговые социологические исследования в сфере формирования доступной среды для инвалидов и другим маломобильных групп населения в 2023 году: отчет / О. А. Мирошниченко, А. В. Штепа, Н. Р. Мальков; под рук. О. А. Мирошниченко. – СПб.: ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта, ООО «ЦИАЦАН», 2023. – 156 с.

3. ГОСТ Р ИСО 21801-1-2022. Когнитивная доступность: Ч. 1. Общие руководящие указания [Электронный ресурс]. – М.: Российский институт стандартизации. – 22 с. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200194463?section=text (дата обращения: 29.01.2024).

4. Косова Е. А. Стандартизация доступности веб-контента // Открытое образование. – 2020. – № 24 (3). — С. 12–23. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-12-23

5. Микляева А. В., Яцышин С. М. Семейная ситуация как фактор результативности социальной реабилитации взрослых с интеллектуальными нарушениями, проживающих в родительских семьях // Гуманитарные науки. – 2019. – № 1. – С. 110–117.

6. Мирошниченко О. А., Вечканова И. Г. Когнитивная доступность – когнитивная сохранность: межведомственный вопрос // Специальное образование. – 2023. – № 4 (72). – С. 136–151.

7. Мирошниченко О. А., Вечканова И. Г. Когнитивная доступность среды для инвалидов при реабилитации и абилитации: маршрутоориентированный подход // Физическая и реабилитационная медицина. – 2024. – Т. 6, № 1. – С. 19–31. DOI: https://doi.org/10.26211/2658-4522-2024-6-1-19-30

8. Новицкая В. А., Архипова А. А. Региональная модель непрерывного профессионального образования педагога Санкт-Петербурга // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 4 (68). – С. 37–46. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2204.04

9. Организационно-правовое обеспечение региональной системы подготовки и непрерывного повышения квалификации руководителей и специалистов организаций, оказывающих реабилитационные и абилитационные услуги в системе социальной защиты населения: методические рекомендации / Е. М. Старобина, Е. О. Гордиевская, В. И. Радуто, М. В. Рябцев. – СПб.: ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, ООО «ЦИАЦАН», 2024. – 70 с.

10. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-12.02.2016-N-VK-270_07/ (дата обращения: 10.01.2024).

11. Попова И. Н., Соловьева И. Л. Дополнительное образование – залог успеха каждого ребенка в трудной жизненной ситуации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 2. – С. 42–48.

12. Реабилитация инвалидов: национальное руководство / под ред. Г. Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 736 с.

13. Розенсон И. Основы теории дизайна. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.

14. Росстат. Положение инвалидов. Труд и занятость инвалидов [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964/ (дата обращения: 18.01.2024).

15. Состояние государственной системы подготовки кадров в области обеспечения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения / В. А. Ковалёв, Ю. Ю. Ивашкина, Н. Р. Мальков, М. В. Матвеева, О. А. Мирошниченко, К. И. Редкокош, Л. В. Темкина; под ред. О. Н. Владимировой. – СПб.: СПбИУВЭК, ООО «ЦИАЦАН», 2023. – 560 с.

16. Состояние и перспективы развития цифровой доступности официальных сайтов государственных органов субъектов Российской Федерации: коллективная монография / Е. А. Косова, К. И. Редкокош, Ю. Ю. Ивашкина, В. А. Ковалёв / под ред.
О. А. Мирошниченко. – СПб.: ООО «ЦИАЦАН», 2023. – 152 с.

17. Состояние нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации в сфере доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения: аналитический доклад: коллективная монография / В. А. Ковалёв, О. А. Мирошниченко, Ю. Ю. Ивашкина, О. С. Кудря; под ред. О. Н. Владимировой. – СПб.: СПбИУВЭК, ООО «ЦИАЦАН», 2023. – 320 с.

18. Социальная реабилитация (социализация) инвалидов трудоспособного возраста с нарушениями интеллекта в условиях учреждения социального обслуживания: методическое пособие / А. В. Куваева, А. В. Микляева, С. М. Яцышин и др. – СПб.: Свое издательство, 2020. – 296 с.

19. Старобина Е. М., Гордиевская Е. О., Рябцев М. В. О кадровом обеспечении процесса жизнеустройства и сопровождения граждан с психическими расстройствами // Реабилитация – XXI век: традиции и инновации: материалы V Национального конгресса с международным участием. – СПб., 2022. – С. 128–134.

20. Тужиков К. П., Войтенков В. Б., Екушева Е. В., Кипарисова Е. В. Пятиминутный когнитивный тест как инструмент скрининга когнитивных функций // Физическая и реабилитационная медицина. – 2022. – Т. 4, № 4. – С. 27–33. DOI: https://doi.org/10.26211/2658-4522-2022-4-4-27-33

21. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 14.01.2024).

22. Храпылина Л. П. Реабилитация инвалидов. – М.: Экзамен, 2006. – 415 с.

Информация об авторах

Мирошниченко Оксана Анатольевна — кандидат психологических наук, директор Федерального ресурсного (информационно-методического) центра по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г. А. Альбрехта Министерства труда и социальной защиты РФ,
г. Санкт-Петербург, Россия, http://orcid.org/0000-0002-6327-1567, miroshnichenko_oa@frcds.ru

Вечканова Ирина Геннадьевна — кандидат педагогических наук, начальник отдела проектной деятельности Федерального ресурсного (информационно-методического) центра по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г. А. Альбрехта Министерства труда и социальной защиты РФ, г. Санкт-Петербург, Россия, http://orcid.org/0000-0001-6024-7820, vechkanova_ig@frcds.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 21.03.2024; одобрена после рецензирования: 20.04.2024; принята к публикации: 30.04.2024.