Научная статья
УДК 372.3
DOI: 10.15293/1812-9463.2403.06
Ван Юньдун
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия
Волчегорская Евгения Юрьевна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия
Аннотация. Введение. Статья посвящена обоснованию теоретико-методологических основ процесса формирования умений творческого самовыражения у детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности, позволяющих выявить закономерности и принципы, а также перспективы развития изучаемого направления в педагогике дошкольного детства. Методология. В статье содержание ключевых методологических положений рассматривается на основе анализа научных источников по проблеме исследования, а также общенаучных методов анализа, обобщения и синтеза. Результаты. Проанализированы «механизмы» формирования умений творческого самовыражения у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности; представлено детальное обоснование трех выбранных подходов (системного, культурологического, субъектно-деятельностного) и принципов (культуросообразности, диалогичности, интегративности художественно-эстетического освоения действительности, эмоциональной открытости, ценностно-смысловой направленности художественно-эстетической деятельности, эмпатийного взаимодействия, полисубъектности), составляющих методологическую основу исследования. Выводы. В работе впервые раскрыты исходные методологические основания процесса формирования умений творческого самовыражения у детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности, вносящие существенный вклад в расширение научных представлений о креативном самораскрытии ребенка средствами художественно-творческой деятельности. Обоснована целесообразность применения системного, культурологического, субъектно-деятельностного подходов в качестве методологической основы формирования умений творческого самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности. Показано, как общие идеи данных подходов осуществляются через целостную реализацию ряда положений и принципов.
Ключевые слова: умения творческого самовыражения; художественно-эстетическая деятельность; дети старшего дошкольного возраста.
Для цитирования: Ван Юньдун, Волчегорская Е. Ю. Методологические принципы и подходы к формированию умений творческого самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 3 (75). – С. 64–76. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2403.06
Список источников
1. Аббасова Л. И., Зотова И. В. Системный подход к подготовке будущих воспитателей к развитию креативности у дошкольников в художественно-изобразительной деятельности [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-podgotovke-buduschih-vospitateley-k-razvitiyu-kreativnosti-u-doshkolnikov-v-hudozhestvenno-izobrazitelnoy (дата обращения: 10.03.2024).
2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 2007. – 336 с.
3. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 3–19.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – 404 с.
5. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. – СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. – 464 с.
6. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования: Методологические проблемы: ежегодник. – М.: Наука, 1973. – С. 20–37.
7. Библер В. С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). – М.: Политиздат, 1975. – 399 с.
8. Бутенко Н. В. Реализация регионального компонента в дошкольном образовании: декоративно-прикладное искусство Урала: монография. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. – 212 с.
9. Бутенко Н. В. Педагогические принципы художественного развития детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 1 (48). – С. 246–252.
10. Волчегорская Е. Ю. Развитие творческого воображения школьников на уроках музыки // Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 38–41.
11. Волчегорская Е. Ю., Ногина О. Н. Музыкально-интонационная модель как средство активизации продуктивной деятельности детей // Начальная школа Плюс до и после. – 2010. – № 10. – С. 36–40.
12. Выготский Л. C. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
13. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
14. Косогова А. С. Формирование творческого мышления в процессе обучения. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 1993. – 84 с.
15. Кудрявцев В. Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 113–120.
16. Капиренкова О. Н., Киселева С. Л. Системный подход при формировании воображения и креативности в дошкольном возрасте // Психология когнитивных процессов. – 2019. – № 8 – С. 67–76.
17. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 878 с.
18. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 5–19.
19. Салютнова В. И., Шибанова Н. М. Творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности: структурно-содержательный анализ // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. – 2011. – № 5. – С. 104–109.
20. Сластёнин В. А. Субъектно-деятельностный подход в непрерывном педагогическом образовании // Непрерывное педагогическое образование. – 1999. – № 1. – С. 44–49.
21. Чумичева Р. М., Платохина Н. А. Предшкольное образование: проблемы и перспективы развития // Современное дошкольное образование. – 2010. – № 2. – С. 44–50.
22. Шиян О. А. Культурно-историческая традиция в исследовании и развитии творческих способностей дошкольников: детство как обещание // Современное дошкольное образование. – 2021. – № 3 (105). – С. 4–23.
23. Sheikh F. A., Geraghty L. Subjectivity, desire and theory: Reading Lacan // Cogent Arts & Humanities. – 2017. – Vol. 4, Issue 1. DOI: https://doi.org/10.1080/23311983.2017.1299565
Информация об авторах
Ван Юньдун – аспирант кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, http://orcid.org/0000-0001-5043-8877, ilovechinasomuch27@gmail.com
Волчегорская Евгения Юрьевна – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, http://orcid.org/0000-0001-6764-7747, volchegorskayaeu@cspu.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.