Научная статья
УДК 37.015.3
DOI: 10.15293/1812-9463.2404.04
Чикова Ольга Анатольевна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России
Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия
Максимова Людмила Александровна
Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия
Семенова Елена Владимировна
Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия
Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования формирования цифровой зависимости студентов. В исследовании приняли участие 96 студентов Уральского государственного педагогического университета, обучающиеся преимущественно в условиях электронного (дистанционного) обучения, в возрасте от 17 до 20 лет. Предполагалось, что на цифровую зависимость будущих студентов в условиях электронного обучения влияют возраст, курс обучения и время ежедневной работы в сети Интернет. Измерение цифровой зависимости проведено способом скрининговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот). Установление тесноты связи между выделенными параметрами и показателем цифровой зависимости, стадией цифровой зависимости проводилось с помощью парной корреляции (r-Пирсона) и моделирования структурными уравнениями (SEM – Structural Equation Modeling). Статистическая обработка данных проведена с помощью программы SPSS и модуля AMOS, что позволяет использовать методологию моделирования структурными уравнениями. Альфа Кронбаха – 0,738, что означает приемлемую внутреннюю согласованность методики. Проведен эксплораторный факторный анализ показателя цифровой зависимости и стадии цифровой зависимости и данными респондентов (в ранжированном виде): возраст, курс обучения, время ежедневной учебной работы в сети Интернет. Однофакторная структурная модель цифровой образовательной среды показала удовлетворительное согласие (CMIN = 35,26; DF = 5; СFI = 0,76; RMSEA = 0,25). Сделан вывод о наличии значимого влияния времени ежедневной учебной работы в сети Интернет на формирование цифровой зависимости. Обнаружено, что значительная часть студентов (38 %) имеет риск развития компьютерной зависимости, а 60 % студентов находятся на стадии увлеченности.
Ключевые слова: цифровая зависимость; дистанционное обучение; цифровая образовательная среда; измерение цифровой зависимости; моделирование структурными уравнениями.
Для цитирования: Чикова О. А., Максимова Л. А., Семенова Е. В. Исследование взаимосвязей цифровой зависимости студентов и электронного обучения в педагогическом вузе // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 4 (76). – С. 64–78. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2404.04
Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта «Научный анализ применения единой методики социально-психологического тестирования обучающихся с ОВЗ, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, и ее доработка», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации
в рамках государственного задания № 073-03-2024-056/01.
текст
Список источников
1. Филиппова С. А., Пазухина С. В., Куликова Т. И., Степанова Н. А. Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 5. –
C. 80–90. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240508
2. Панов В. И., Патраков Э. В. Представления педагогов и подростков о рисках во взаимодействиях в интернет-среде // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25. – № 3. – C. 16–29. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250302
3. Яламов Г. Ю. Обеспечение информационно-психологической безопасности пользователей интеллектуальных обучающих систем. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Управление образованием: теория и практика. – 2019. – № 4 (36). – С. 48–59. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42714427 (дата обращения: 16.07.2024).
4. Яламов Г. Ю. Безопасное использование информационных ресурсов веб-ориентированных интеллектуальных образовательных систем [Электронный ресурс] // Педагогическая информатика. – 2019. – № 3. – С. 131–137. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41171228 (дата обращения: 16.07.2024).
5. Yalamov G. Possible Negative Impacts of Intelligent Learning Systems on the Development of the Userʼs Identity // International Conference on the Development of Education in Eurasia “Advances in Social Science, Education and Humanities Research”. – 2019. – Vol. 316. – Pp. 17–19. DOI: https://doi.org/10.2991/icdee-19.2019.22
6. Ермолова Т. В., Литвинов А. В., Флорова Н. Б. Компьютерная зависимость и компьютерная грамотность: две стороны единого процесса // Современная зарубежная психология. – 2017. – Т. 6, № 4. – С. 46–55. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060405
7. Шнейдер Л. Б. Цифровые аддикты: формирование новых зависимостей и изменение личности молодого человека [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы психологического знания. – 2017. – № 1 (42). – С. 72–79. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29299501 (дата обращения: 16.07.2024).
8. Лысак И. В. Компьютерная и интернет-зависимость: эволюция подходов к исследованию проблемы [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 206–208. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29902561 (дата обращения: 16.07.2024).
9. Kuss D. J., Griffiths M. D., Karila L., Billieux J. Internet addiction: A systematic review of epidemiological research for the last decade // Current Pharmaceutical Design. – 2014. – Vol. 20, Issue 25. – Pp. 4026–4052. DOI: https://doi.org/10.2174/13816128113199990617
10. Смирнов А. В., Максимова Л. А., Симонова И. А. Аддиктивное поведение обучающихся: опыт раннего выявления и социально-психологические характеристики // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, № 9. – С. 174–211. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-174-211
11. Zahiruddin O., Lee C., Yee C. K. Internet Addiction and Personality: Association with Impulsive Sensation Seeking and Neuroticism-Anxiety Traits // International Medical Journal. – 2017. – Vol. 24, Issue 5. – Pp. 375–378. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.2588078
12. Бухановский А. О., Солдаткин В. А., Мавани Д. Ч., Дьяченко А. В. Компьютерная зависимость: расстройство, которого пока нет в классификациях (обзор зарубежной литературы) [Электронный ресурс] // Российский психиатрический журнал. – 2012. – № 1. – С. 21–29. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17914129 (дата обращения: 16.07.2024).
13. Карпова Е. Е. Теоретический анализ понятия «цифровая зависимость» в зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2017. – № 4. – С. 111–114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32321922 (дата обращения: 16.07.2024).
14. Almourad M. B., McAlaney J., Skinner T., Pleva M., Ali R. Defining digital addiction: Key features from the literature // Psihologija. – 2020. – Vol. 53, Issue 3. – Pp. 237–253. DOI: https://doi.org/10.2298/PSI191029017A
15. Young K. Internet addiction: Diagnosis and treatment considerations // Journal of Contemporary Psychotherapy. – 2009. – Vol. 39, Issue 4. – Pp. 241–246. DOI: https://doi.org/10.1007/s10879-009-9120-x
16. Карабанов А. П., Шарковский Д. М. Современное состояние проблемы измерения интернет-зависимого поведения // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». – 2018. – Т. 26. – С. 53–62. DOI: https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.26.53
17. Ермолова Е. О., Шамшикова О. А., Кудрявцева И. А. Психологические аспекты интернет-зависимости у подростков [Электронный ресурс] // Евразийское научное объединение. – 2020. – № 6-5 (64). – С. 419–422. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43161592 (дата обращения: 16.07.2024).
18. Чикова О. А., Максимова Л. А., Миниахметова И. И., Петерсон Е. Ю. Структурная модель измерения цифровой аддикции участников образовательного процесса [Электронный ресурс] // Психологическое здоровье населения как важный фактор обеспечения процветания общества: материалы международной онлайн научно-практической конференции (Екатеринбург – Фергана, 20 мая 2020 г.). – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2020. – С. 293–297. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44005514 (дата обращения: 16.07.2024).
19. Eissa M. A., Khlifa A. G. Modeling Self-Regulated Learning: The mediating role in the relationship between academic procrastination and problematic smartphone use among third year-middle school learning disabled students // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. – 2020. – Vol. 18, Issue 52. – Pp. 507–522. DOI: https://doi.org/10.25115/EJREP.V18I52.2987
20. Busch P. A., McCarthy S. Antecedents and consequences of problematic smartphone use: A systematic literature review of an emerging research area // Computers in Human Behavior. – 2021. – Vol. 114. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106414
21. Bukhori B., Said H., Wijaya T., Nor F. M. The effect of smartphone addiction, achievement motivation, and textbook reading intensity on studentsʼ academic achievement // International Journal of Interactive Mobile Technologies. – 2019. – Vol. 13, Issue 9. – Pp. 66–80. DOI: https://doi.org/10.3991/ijim.v13i09.9566
22. Cash H., Rae C. D., Steel A. H., Winkler A. Internet addiction: A brief summary of research and practice // Current Psychiatry Reviews. – 2012. – Vol. 8, Issue 4. – Pp. 292–298. DOI: https://doi.org/10.2174/157340012803520513
23. Lepp A., Barkley J. E., Karpinski A.C., Singh S. College Students’ Multitasking Behavior in Online Versus Face-to-Face Courses // SAGE Open. – 2019. – Vol. 9, Issue 1. DOI: https://doi.org/10.1177/2158244018824505
24. Paechter M., Maier B. Online or face-to-face? Studentsʼ experiences and preferences in e-learning // Internet and Higher Education. – 2010. – Vol. 13, Issue 4. – Pp. 292–297. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2010.09.004
25. Gui M., Büchi M. From Use to Overuse: Digital Inequality in the Age of Communication Abundance // Social Science Computer Review. – 2021. – Vol. 39, Issue 1. – Pp. 3–19. DOI: https://doi.org/10.1177/0894439319851163
26. Kesici A., Tunç N. F. Investigating the digital addiction level of the university students according to their purposes for using digital tools // Universal Journal of Educational Research. – 2018. – Vol. 6, Issue 2. – Pp. 235–241. DOI: https://doi.org/10.13189/ujer.2018.060204
27. Alexandrova G. N., Cherkunova M. V., Starostina J. S. Digital Education Influence on Students’ Intellectual Development and Behavior // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2021. – Vol. 133. – Pp. 415–422. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47458-4_50
28. Жукова М. В., Шишкина К. И., Лямагина А. Н., Фролова Е. В., Волчегорская Е. Ю. Взаимосвязь между личностными характеристиками и степенью цифровой зависимости у студентов педагогического вуза // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 3. – С. 28–43. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.02
29. Bijari A. F., Torghabeh H., Dehshiri G. Evaluation of psychometric characteristics of light triad personality questionnaire in nurses // Brain and Behavior. – 2022. – Vol. 12, Issue 4. DOI: https://doi.org/10.1002/brb3.2514
30. Neumann C. S., Kaufman S. B., Brinke L., Yaden D. B., Hyde E., Tsykayama E. Light and dark trait subtypes of human personality. A multi-study person-centered approach // Personality and Individual Differences. – 2020. – Vol. 164. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110121
31. Siste K., Hanafi E., Sen L. T. et al. The Impact of Physical Distancing and Associated Factors towards Internet Addiction among Adults in Indonesia During COVID-19 Pandemic: A Nationwide Web-Based Study // Frontiers in Psychiatry. – 2020. – Vol. 11. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.580977
32. Gómez-Galán J., Martínez-López J. A., Lázaro-Pérez C., Sánchez-Serrano J. L. S. Social networks consumption and addiction in college students during the COVID-19 pandemic: Educational approach to responsible use // Sustainability (Switzerland). –
2020. – Vol. 12, Issue 18. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph17238790
33. Miniakhmetova I. I., Peterson E. Y., Chikova O. A., Maximova L. A. Does digital learning affect studentsʼ digital addiction? // AIP Conference Proceedings. – 2020. – Vol. 2313. DOI: https://doi.org/10.1063/5.0032276
34. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. – Днепропетровск: Пороги, 2006.
35. Наследов А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. – СПб.: Питер, 2013.
Информация об авторах
Чикова Ольга Анатольевна – доктор физико-математических наук, доцент, профессор кафедры физики, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3347-9148, O.A.Chikova@urfu.ru
Максимова Людмила Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, директор института психологии, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0000-0003-0017-5321, maximova70@mail.ru
Семенова Елена Владимировна – кандидат психологических наук, директор института специального образования, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0009-0007-5690-2686, iso.semenova@yandex.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 02.08.2024; одобрена после рецензирования: 10.10.2024; принята к публикации: 02.11.2024.