Блочно-модульный конструктор как инструмент обучающегося сообщества педагогов для проектирования образовательных событий

DOI: 10.15293/1812-9463.2101.01

УДК 371   

Иоффе Андрей Наумович

Доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов, ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва. E-mail: IoffeAN@mgpu.ru

Бычкова Людмила Васильевна

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов,
ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»,
г. Москва. E-mail: BychkovaLV@mgpu.ru

Маркова Валерия Кирилловна

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов, ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва. E-mail: ObydenkovaVK@mgpu.ru

БЛОЧНО-МОДУЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ СООБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ1

Цель статьи – обосновать блочно-модульный конструктор как инструмент, позволяющий преодолеть издержки традиционного (мероприятийного) подхода к проектированию занятий. Отмечается, что он применим не только в индивидуальной работе учителя или воспитателя, но и в деятельности обучающихся сообществ педагогов. Авторы объясняют, что событие в противовес мероприятию может стать личностно значимым, насыщать образовательную деятельность новыми открытиями, смыслами и ценностями, актуализировать субъектность её участников. Это достигается за счёт подбора оригинального и актуального содержания, которое запускает двигатели присвоения нового знания – интерес и удивление. Немаловажны дизайн и организация образовательного события, пересмотр способов обмена информацией и общения с участниками. В статье описан примерный алгоритм работы с блочно-модульным конструктором, а также предложен навигатор проектирования занятия, позволяющий проработать его организационную, содержательную и мотивационную составляющие. Представлен план, на который педагоги могут опираться в совместной разработке образовательного события, приводятся техники рефлексии и обратной связи
в помощь наставнику обучающегося сообщества педагогов.

В целом идея статьи состоит в том, чтобы заинтересовать обучающиеся сообщества педагогов и их наставников возможностями превратить традиционные мероприятия в образовательные события и совместно проектировать занятия с помощью блочно-модульного конструктора.

Ключевые слова: обучающееся сообщество педагогов, наставник, событийный подход, образовательное событие, блочно-модульный конструктор, рефлексия, обратная связь.

Текст статьи

Список литературы

1. Алферова А. Б. Организация деятельности профессиональных обучающихся сообществ в общеобразовательных школах // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 4 (115). – С. 45–52.

2. Алферова А. Б., Ильинская О. М. Профессиональные обучающиеся сообщества как средство обеспечения непрерывного профессионального развития педагогов // Педагогика сельской школы. – 2020. – № 2 (4). – С. 99–111.

3. Алферова А. Б., Никитина Ю. С. От команд обучающихся учителей к профессиональным обучающимся сообществам // Образовательная панорама. – 2019. –
№ 1 (11). – С. 86–91.

4. Бахтин М. М. К философии поступка. Собр. соч.: в 7 т. Т. 1. – М.: Русские словари, 2003. – 957 с.

5. Белкина В. В. Образовательное событие как средство воспитания демократической культуры подростков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – № 4 (147). – С. 34–44.

6. Блинов В. И., Сергеев И. С. Основные положения концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2016. –
№ 2 (34). – С. 11–23.

7. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 88 с.

8. Думчева А. Г. Духовно-нравственное воспитание в условиях локального педагогического сообщества // Непрерывное образование. – 2019. – № 2 (28). – С. 46–51.

9. Ильинская И. П. Развитие способностей младших школьников к эстетическому освоению традиционных ценностей русского мира в поликультурной образовательной среде // Глобализация и русский мир: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции (26–28 октября 2016 г.) / науч. ред. Е. В. Валеева, отв. ред. С. В. Напалков; Арзамасский филиал ННГУ; Фонд «Русский мир». Саров: Интерконтакт, 2016. – С. 156–164.

10. Илюшин Л. С. Использование «Конструктора задач» в разработке современного урока // Школьные технологии. – 2013. – № 1. – С. 123–132.

11. Иоффе А. Н. Конструирование эффективного занятия по истории и обществознанию // Сибирский учитель. – 2016. – № 5 (108). – С. 9–15.

12. Иоффе А. Н., Комаров Р. В. Педагогический дизайн: блоки и модули // Образовательная политика. – 2019. – № 3 (49). – С. 88–99.

13. Иоффе А. Н., Комаров Р. В. Пространство занятия как фактор развития способностей обучающихся // Инновации в развитии одаренности: от книги до IT-решений, 2019: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2019. – С. 99–106.

14. Иоффе А. Н. Мотивирующее обучение: теоретические вопросы и практические рекомендации: учебное пособие. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 194 с.

15. Кашлев С. С. Учитель как субъект эколого-педагогической деятельности. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 1999. –143 с.

16. Кожевникова М. Н. Обучающееся сообщество учителей: образование перед вызовами // Человек и образование. – 2017. – № 6. – С. 25–31.

17. Кожуховская Л. С., Позняк И. В. Рефлексивные техники, методы и приемы // Народная асвета.  2009. – № 4.

18. Маяцкая В. А., Никотина Е. В. Формирование профессиональных компетенций педагога в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: перспективные направления, возможные риски и пути их преодоления // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 52–6. – С. 110–118.

19. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: учебно-методическое пособие / под общей ред. О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой. СПб: КАРО, 2015. 160 с.

20. Прохорова М. П., Ваганова О. И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7. – № 4 (29). – С. 2.

21. Сафронова Е. М., Золотых Н. В. Потребность в заботе о себе и Программа воспитания школьников // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 5 (142). –
С. 150–157.

22. Селиванова Н. Л., Степанов П. В., Степанова И. В. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего
и дополнительного образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2018. – № 49. –
С. 39–48.

23. Хайкин В. Л., Григорьев Д. В. Детско-взрослая созидающая общность как институт воспитания // Психолого-педагогические исследования. – 2014. – Т. 6, – № 2. –
С. 75–80.

24. Шалашова М. М., Иоффе А. Н., Никитаева М. В. Непрерывное образование как педагогический вызов // Работа с Будущим в контексте непрерывного образования: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции (г. Москва, Россия, 18–19 апреля 2019 года). – М.: МГПУ, ООО «А-Приор», 2019. – С. 20–27.

25. Chichibu T., Toshiyuki K. How Japanese schools build a professional learning community by lesson study // International Journal for Lesson and Learning Studies. – 2013. – Vol. 2, № 1. – P. 12–25. DOI: https://doi.org/10.1108/20468251311290105

26. Chokshi S., Fernandez C. Challenges to importing Japanese lesson study: Concerns, misconceptions, and nuances // Phi Delta Kappan. – 2004. – № 85 (7). – P. 520–525. DOI: https://doi.org/10.1177/003172170408500710

27. DeBono E. Teaching thinking. – London: Temple Smith, 1976.

28. Schipper T., Goei S. L., De Vries S., Van Veen K. Professional growth in adaptive teaching competence as a result of lesson study // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 68. – P. 289–303. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.09.015

29. Widjaja W. Creating Teacher Communities of Inquiry through Lesson Study // MERGA 2013: Mathematics education: yesterday, today and tomorrow: Proceedings of the Mathematics Education Research Group of Australasia 2013 conference, MERGA. Melbourne, Vic., 2013. – P. 723–726.

30. Yoshida M. Using lesson study to develop effective blackboard practice // In P. Wang-Iverson & M. Yoshida (Eds.). Building our understanding of lesson study. Philadelphia: Research for Better Schools, 2005. – P. 93–100.