Методическая компетентность вожатых, работающих с постоянным детским коллективом

DOI: 10.15293/1812-9463.2101.08

УДК 37.018.26 

Богданова Елена Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики
и психологии детского отдыха, Новосибирский государственный
педагогический университет, г. Новосибирск, Е-mail: elbogd@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОЖАТЫХ, РАБОТАЮЩИХ С ПОСТОЯННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

В статье представлены результаты специфики деятельности и профессиональной компетентности специалиста в сфере воспитания – вожатого, работающего с постоянным детским коллективом. Статья отражает результаты проведенного исследования по определению пространства профессиональной деятельности вожатого, работающего с постоянным детским коллективом и выделению методической компетенции как одной из ключевых профессиональных компетенций его как специалиста, работающего с постоянным детским коллективом. Автором статьи проведен сравнительный анализ сформированности методической компетенции вожатого, работающего с постоянным детским коллективом на примере конкурсных материалов участников Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лига вожатых»
и выделены ключевые профессиональные дефициты сформированности методической компетенции вожатых. На основании изучения программ подготовки вожатых, работающих с постоянным детским коллективом, представленных в открытом доступе сформированы методические рекомендации по оптимизации системы подготовки вожатых, работающих с постоянным детским коллективом и развития их методической компетенции.

Ключевые слова: методическая компетентность; вожатые, работающие с постоянным детским коллективом; профессиональное развитие.

Список литературы

1. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность в образовании: вопросы теории и практики: монография. – Красноярск: РИО ИПК, 2019. – 180 с.

2. Беспалько В. П. Качество образования и качество обучения // Народное образование. – 2017. – № 3–4. – С. 105–113.

3. Серякова С. Б. О развитии профессиональной компетентности педагога высшей школы // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: сборник трудов конференции. – М.: МАНПО, 2018. – С. 207–210.

4. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура, модели конструирования // Вестник института образования человека. – 2012. – № 2. – С. 8–33.

5. Логинова С. Л. Методическая работа и методическая деятельность преподавателя вуза // Вестник МГОУ. Серия Педагогика. – 2015. – № 2. – С. 146–152.

6Серякова С. Б. Психолого-педагогические условия формирования управленческой компетентности будущих педагогов в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – 2018. – № 33 (52). – С. 72–79.

7. Исаева Л. М., Везиров Т. Г. Модель формирования методической компетентности преподавателя средней профессиональной образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 3 (70). –С. 92–98.

8. Подготовка вожатских кадров на базе образовательных организаций высшего образования в России: коллективная монография / под ред. Т. Н. Владимировой,
Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламовой. – М., 2019. – 160 с.

9. Тумашева О. В. Модель методической компетентности учителя // Вестник Воронежского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 97–101.

10. Шкерина Л. В., Багачук А. В., Бочарова Ю. Ю. Основные подходы и принципы проектирования магистерских образовательных программ подготовки педагогов дополнительного инженерного образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2019. – № 4 (50). – С. 97–106.

11. Тумашева О. В. Стратегические направления методической подготовки будущих учителей математики в условиях новой образовательной ситуации // Информационные технологии в математике и математическом образовании материалы
VIII Всероссийской с международным участием научно-методической конференции, посвященной 80-летию профессора Ларина Сергея Васильевича. – 2019. – С. 163–165.

12. Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю., Огнев А. С. Проблемы и перспективы подготовки современных вожатых // Педагогика и психология образования. – 2019. –
№ 4. – С. 82–94.

13. Богданова Е. В. Методическое сопровождение деятельности Российского движения школьников в образовательной организации // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 12. – С. 98–108.