К вопросу об особенностях нарушения грамматического оформления высказывания у детей с билингвизмом и нарушениями речи

DOI: 10.15293/1812-9463.2102.07

УДК 376.36+372.3/.4 

Ковригина Лариса Валентиновна

Кандидат педагогических наук, доцент,
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск.
E-mail: Larisa_kovrigina@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАРУШЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВАЛИЗМОМ И НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Современные политические и экономические тенденции развития общества внесли определенные коррективы в систему отечественного образования, что, в свою очередь, привело к возникновению проблем, о существовании которых еще двадцать лет назад никто даже не подозревал. Одной из таких проблем является обучение на государственном языке в государственных школах детей, для которых языком повседневного общения является не русский, а язык одного из малых народов РФ. При вовлечении в образовательный процесс эти дети оказываются в систуации вынужденного билингвизма, что становится фактором риска возникновения трудностей в обучении. При использовании в разных ситуациях двух разных языков доминирующая языковая система оказывает значительное влияние на другую, в результате чего происходит их смешение, результатом которого становятся речевые и языковые трудности ребенка, наиболее заметными из которых являются системные ошибки грамматического структурирования устного, а в дальнейшем и письменного высказывания. Во многом грамматические проблемы детей с билингвизмом пересекаются с проблемами грамматического оформления речи детьми с нарушениями слуха и речи, однако полностью реализовать коррекционно-логопедические подходы к преодолению грамматических нарушений в устной и письменной речи детей с билингвизмом невозможно, так как нарушение определяется иными механизмами.

Ключевые словабилингвизм, нарушения речи, общее недоразвитие речи, механизмы аграмматизма.

Текст статьи

Список литературы

1. Башмакова С. Б., Максимова С. А. Особенности формирования грамматических способностей у детей с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 143–148.

2. Башмакова С. Б., Станилеско И. В. Теоретический анализ проблемы коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у детей с дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 809–812.

3. Викжанович С. Н. Актуальные вопросы дифференциальной диагностики специфических речеязыковых нарушений и нарушений слуха // Вестник Белгородского института развития образования. – 2020. – Т. 7, № 3 (17). – С. 94–102.

4. Исраилова Л. Ю. Пути преодоления негативного воздействия межъязыковой интерференции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2020. – № 4 (267). – С. 49–53.

5. Ковригина Л. В. Усвоение предложно-падежных форм существительных с пространственным значением в процессе нормального речевого развития и при общем недоразвитии речи // Школьный логопед. – 2004. – № 3 (3). – С. 72–76.

6. Ковригина Л. В., Ельсукова Ю. Ю. Проявление грамматической системности
в импрессивной речи младших школьников с речевым дизонтогенезом // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 4 (60). – С. 71–79.

7. Макарова Н. В., Тарасенко Е. В. Грамматические ошибки у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 248–254.

8. Макарчук А. О., Шорохова М. В. Определение готовности к операциям морфемного анализа у младших школьников с нарушениями речи // Детство, открытое миру: сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. – Омск: Изд-во ОмПГУ, 2021. – С. 327–330.

9. Мартынова Н. А., Шорохова М. В. Характеристика нарушений грамматического строя речи у младших школьников с билингвизмом // Концепт. – 2019. – № 5. – С. 78–84.

10. Шабанова Т. Л., Настругова М. А. Сравнительный анализ особенностей развития экспрессивной и импрессивной доминирующей речи у младших школьников билингвов и монолингвов // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – Т. 1, № 1. – С. 62–72.

11. Шишкина Н. С. Особенности проявления дисграфии у младших школьников-билингвов. // Развитие образования. – 2019. – № 4 (6). – С. 50–53.

12. Щелокова А. А. Типичные грамматические ошибки в русской речи китайских обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9. – С. 149–154.

13. Щелокова А. А. Методические приемы при изучении русского языка как иностранного в моноэтнической (китайской) аудитории. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7. – С. 78–83.