DOI: 10.15293/1812-9463.2102.07
УДК 376.36+372.3/.4
Ковригина Лариса Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент,
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск.
E-mail: Larisa_kovrigina@mail.ru
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАРУШЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВАЛИЗМОМ И НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Современные политические и экономические тенденции развития общества внесли определенные коррективы в систему отечественного образования, что, в свою очередь, привело к возникновению проблем, о существовании которых еще двадцать лет назад никто даже не подозревал. Одной из таких проблем является обучение на государственном языке в государственных школах детей, для которых языком повседневного общения является не русский, а язык одного из малых народов РФ. При вовлечении в образовательный процесс эти дети оказываются в систуации вынужденного билингвизма, что становится фактором риска возникновения трудностей в обучении. При использовании в разных ситуациях двух разных языков доминирующая языковая система оказывает значительное влияние на другую, в результате чего происходит их смешение, результатом которого становятся речевые и языковые трудности ребенка, наиболее заметными из которых являются системные ошибки грамматического структурирования устного, а в дальнейшем и письменного высказывания. Во многом грамматические проблемы детей с билингвизмом пересекаются с проблемами грамматического оформления речи детьми с нарушениями слуха и речи, однако полностью реализовать коррекционно-логопедические подходы к преодолению грамматических нарушений в устной и письменной речи детей с билингвизмом невозможно, так как нарушение определяется иными механизмами.
Ключевые слова: билингвизм, нарушения речи, общее недоразвитие речи, механизмы аграмматизма.
Список литературы
1. Башмакова С. Б., Максимова С. А. Особенности формирования грамматических способностей у детей с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 143–148.
2. Башмакова С. Б., Станилеско И. В. Теоретический анализ проблемы коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у детей с дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 809–812.
3. Викжанович С. Н. Актуальные вопросы дифференциальной диагностики специфических речеязыковых нарушений и нарушений слуха // Вестник Белгородского института развития образования. – 2020. – Т. 7, № 3 (17). – С. 94–102.
4. Исраилова Л. Ю. Пути преодоления негативного воздействия межъязыковой интерференции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2020. – № 4 (267). – С. 49–53.
5. Ковригина Л. В. Усвоение предложно-падежных форм существительных с пространственным значением в процессе нормального речевого развития и при общем недоразвитии речи // Школьный логопед. – 2004. – № 3 (3). – С. 72–76.
6. Ковригина Л. В., Ельсукова Ю. Ю. Проявление грамматической системности
в импрессивной речи младших школьников с речевым дизонтогенезом // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 4 (60). – С. 71–79.
7. Макарова Н. В., Тарасенко Е. В. Грамматические ошибки у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 248–254.
8. Макарчук А. О., Шорохова М. В. Определение готовности к операциям морфемного анализа у младших школьников с нарушениями речи // Детство, открытое миру: сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. – Омск: Изд-во ОмПГУ, 2021. – С. 327–330.
9. Мартынова Н. А., Шорохова М. В. Характеристика нарушений грамматического строя речи у младших школьников с билингвизмом // Концепт. – 2019. – № 5. – С. 78–84.
10. Шабанова Т. Л., Настругова М. А. Сравнительный анализ особенностей развития экспрессивной и импрессивной доминирующей речи у младших школьников билингвов и монолингвов // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – Т. 1, № 1. – С. 62–72.
11. Шишкина Н. С. Особенности проявления дисграфии у младших школьников-билингвов. // Развитие образования. – 2019. – № 4 (6). – С. 50–53.
12. Щелокова А. А. Типичные грамматические ошибки в русской речи китайских обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9. – С. 149–154.
13. Щелокова А. А. Методические приемы при изучении русского языка как иностранного в моноэтнической (китайской) аудитории. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7. – С. 78–83.