Иностранный язык как средство международного профессионального общения: интегративный аспект в преподавании

DOI: 10.15293/1812-9463.2102.08

УДК 378.147

Кравцов Юрий Васильевич

Доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры географии регионоведения и туризма, Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск. E-mail: kravtsov60@mail.ru

Мишутина Ольга Валерьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков,
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск. E-mail: purus@mail.ru

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ АСПЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ

Проблемное поле данного исследования составляют вопросы, относящиеся к интеграции традиционных и новых подходов к организации процесса преподавания профессионально направленных дисциплин и иностранного языка, усвоению студентами учебного материала и осуществлению продуктивного взаимодействия преподавателей. Системный, контекстный и личностно-ориентированный подходы, а также метод педагогического проектирования применены авторами при рассмотрении и анализе оптимизации учебно-методического обеспечения на примере авторской интерпретации содержания лекций, сопроводительного материала в слайд-презентациях, тестовых и интегрированных заданиях для самостоятельной работы студентов по курсам «Физическая география России» и «Иностранный язык». Выделены варианты мотивации студентов к освоению специальной лексики и применению иностранного языка в качестве средства коммуникации при проработке программного материала учебных дисциплин, составляющих основу их профессиональной подготовки. Выявлены затруднения и достижения внедрения в учебный процесс представляемых мер. Обозначенные действия преподавателей и студентов направлены на совершенствование качества подготовки выпускника отечественной высшей школы и повышение его конкурентоспособности на международном рынке труда.

Ключевые словаанглийский язык как иностранный, английский язык для специальных целей, физическая география России, специальная лексика, учебно-методическое обеспечение, мотивация.

Текст статьи

Список литературы

1. Андриенко Е. В. Интегративные тенденции в современном образовании как фактор его модернизации // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 1 (41). – С. 5–10.

2Давыденко Н. А., Мишутина О. В. Междисциплинарное взаимодействие в преподавании истории и иностранного языка // Сибирский учитель. – 2018. – № 3 (118). – С. 77–83.

3. Кравцов Ю. В., Мишутина О. В. Интеграция учебных дисциплин в системе подготовки бакалавров педагогического образования // Сибирский учитель. – 2019. – № 2 (123). – С. 28–34.

4. Кравцов Ю. В. Физическая география России: в 2-х частях. Часть 1. Общий обзор природы (электронное учебное пособие) // ФГБОУ ВО «НГПУ», Ин-т открытого дистанционного образования НГПУ. Рег. свид-во № 54674, номер гос. регистрации 0321802265. – 2018. – 28,3 Мб.

5. Сохранов-Преображенский В. В. Смысловая саморегуляционная идентификация студентов как фактор построения их индивидуальной личностной траектории профессионально значимого развития // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (56-е Евсевьевские чтения, 19–20 марта 2020, г. Саранск). – Саранск, 2020. – С. 13–17.

6. Ферапонтов Г. А. Интегрированные задания по иностранному языку для бакалавриата и магистратуры (профиль «Безопасность жизнедеятельности и географическое образование»). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. – 143 с.

7. Ellen W. R. van den Broek, Helma W. Oolbekkink-Marchand, Ans M.C. van Kemenade, Paulien C. Meijer, Sharon Unsworth. Stimulating language awareness in the foreign language classroom: exploring EFL teaching practices // The Language Learning Journal. – 2019. DOI: 10.1080/09571736.2019.1688857

8. Jing Han, Larissa E. Back, Zhengyu Liu, Xinyu Wen. How far poleward can the seasonal precipitation maxima over land extend under high obliquity? // Climate Dynamics. – 2020. – Рp 1-22. DOI: 10.1007/s00382-020-05225-2

9. Jurgen Ehlers, Philip L. Gibbard. Extent and chronology of glaciations. Quaternary Science Reviews. 22 (2003). – Рр. 1561–1568.

10. Lopatukhina T., Bulankina N., et al. Foreign Language Professionally-Oriented Training Students of Technical Universities in the System of Recurrent and Lifelong Education // INTED2020 Proceedings. International Technology, Education and Development. – 2020. – Pp. 7413-7419. DOI: 10.21125/inted.2020.1984

11. Shangfeng Chen, Renguang Wu, Wen Chen, Kaiming Hu, Bin Yu. Structure and dynamics of a springtime atmospheric wave train over the North Atlantic and Eurasia // Climate Dynamics. – 2020. – Рp 1-16. DOI: 10.1007/s00382-020-05274-7