Когнитивное моделирование системы управления качеством дистанционного обучения школьников в цифровой образовательной среде

DOI: 10.15293/1812-9463.2103.06

УДК 378:377.12

Теплоухов Андрей Владимирович

Учитель информатики МБОУ СОШ № 202 Октябрьского района г. Новосибирска, магистрант института физико-математического информационного
и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: andrey.teplouhov.98@mail.ru

Чикова Ольга Анатольевна

Доктор физико-математических наук, Уральский государственный педагогический университет, главный научный сотрудник, г. Екатеринбург, Новосибирский государственный педагогический университет, профессор кафедры информационных систем и цифрового образования, г. Новосибирск. E-mail: chik63@mail.ru

Сартаков Игорь Витальевич

Кандидат педагогических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования, г. Новосибирск. E-mail: nsk@bk.ru

КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье описываются актуальные подходы к управлению качеством дистанционного обучения школьников в условиях цифровизации. С применением методологии когнитивного моделирования изучалось, как изменится качество дистанционного обучения школьников (качество образовательных результатов школьников и качество образовательной услуги) при изменении управляющих переменных – эффективность административно-управленческой структуры, курирующей организацию дистанционного обучения в школе; квалификация администраторов и педагогов, реализующих процесс дистанционного обучения; квалификация педагогов школы; оценка родителей – законных представителей учащихся; экспертное мнение самих учащихся. Приведен пример когнитивной модели образовательного процесса и результаты сценарного моделирования влияния управляющих переменных на качество дистанционного обучения школьников.

Ключевые слова: качество дистанционного обучения школьников; когнитивное моделирование; PEST-анализ, SWOT-анализ.

Текст

Список литературы

1. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 343 с.

2. Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды / ред. Барашева Т. А., Лебедева М. Б., Шилова О. Н. – M., 2020. – 383 с.

3. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика.  2018. – № 3. – С. 25–36.

4. Каплина Л. Ю., Банарцева А. В. Применение инновационных цифровых технологий в процессе дистанционного обучения (на платформах Moodle, Zoom, Teams) // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67 (4). – С. 162–166.

5. Полупан К. Л. Управление качеством высшего образования в условиях цифровизации // Самарский научный вестник. – 2019. – Т. 8, № 4 (29). – С. 273–278.

6. Ламонина Л. В., Смирнова О. Б. Об использовании цифровых онлайн-технологий в дистанционном обучении // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2020. – № 4 (23). – С. 21.

7. Лещанов В. В. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. – 2006. – № 2. – С. 107–119.

8. Базаева А. А., Андреева Е. Е. Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние учащихся // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2020. – № 4. – С. 9–17.

9. Зырянова В. А., Благинин В. А. Разработка модели управления лояльностью студентов вуза средствами конфирматорного и когнитивного моделирования // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 8. – С. 83–87.

10. Рубин Ю. Б., Соболева Э. Ю. Управление качеством электронного обучения на основе европейских стандартов // Высшее образование в России. – 2010. – № 12. –
С. 74–83.

11. Булат Р. Е., Байчорова Х. С., Лебедев А. Ю., Никитин Н. А., Поборчий А. В. Проблемные вопросы качества профессионального образования при применении дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения // Человеческий капитал. – 2021. – № 3 (147). – С. 97–113.

12. Полетайкин А. Н., Шевцова Ю. В., Подколзин В. В., Струкова Е. Г. Математическая модель оценивания качества контактной работы, реализуемой посредством вебинаров в ходе дистанционного обучения // Информатика и образование. – 2019. –
№ 7 (306). – С. 42–53.

13. Никуличева Н. В. Независимая оценка квалификации дистанционного преподавателя // Работа с Будущим в контексте непрерывного образования: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции (г. Москва, Россия, 18-19 апреля 2019 года). – М.: МГПУ, ООО «А-Приор», 2019. –
С. 201–210.

14. Никуличева Н. В. Методика проведения экспертизы дистанционного курса // Интерактивное образование. – 2019. – № 3. – С. 16–20.

15. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е. С. Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 391 c.

16. Бухаркина М. Ю. Электронный учебник: методика оценки, проблема выбора // Иностранные языки в школе. – 2018. – № 1. – С. 10–26.

17. Полат Е. С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. – 2005. – № 3. – С. 71–77.

18. Блатова В. А., Макаров В. В., Слуцкий М. Г. Оценка качества дистанционного обучения на базе информационно-коммуникационных технологий в образовательных организациях // Журнал правовых и экономических исследований. – 2020. – № 3. –
С. 114–121.

19. Котова С., Булаева К. Построение мониторинга качества дистанционного обучения // Педагогические измерения. – 2015. – № 2. – С. 10–15.

20. Шмелева А. Г., Ладынин А. И., Таланова Ю. В., Наумов В. В. Когнитивное моделирование в информационной системе поддержки принятия решений // Труды НГТУ им. Р. Е. Алексеева. – 2018. – № 2 (121). – С. 60–67.

21. Лучко О. Н., Макаренко В. А. Изучение аспектов качества образования с применением методологии когнитивного моделирования // Образовательные технологии (Москва). – 2015. – № 1. – С. 69–75.

22. Гречко М. В. Когнитивное моделирование как инструмент адаптивного управления качеством образования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2017. – № 4 (349). – С.725–735.