Химическая грамотность как компонент естественнонаучной грамотности обучающихся

DOI: 10.15293/1812-9463.2103.07

УДК 372.016;54+373

Качалова Галина Семеновна

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры химии Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: kachalova_gs_met@list.ru

ХИМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена проблеме формирования химической грамотности обучающихся образовательной школы. Показано, что химическая грамотность является компонентом естественно-научной грамотности, которая рассматривается как проявление функциональной грамотности. В статье анализируется содержание заданий международного исследования естественно-научной грамотности PISA из открытого банка заданий. Было установлено, что в заданиях преобладает контекст, связанный с содержанием наук о физических системах – физики, географии, геологии, но практически не представлено содержание, связанное с химией. В литературе имеется достаточное число отдельных публикаций, в которых описываются разные приёмы формирования химической грамотности. В качестве инструмента формирования и оценки сформированности химической грамотности используются задания формата PISA. Но отсутствуют методические рекомендации для учителей химии, включающие описание технологии разработки заданий в формате PISA и наборы таких заданий. В качестве инновационного компонента предложена методика составления заданий по химии в формате PISA в рамках системного и компетентностного подходов.

Ключевые слова: естественно-научная грамотность, химия, химическая грамотность, методика обучения химии, компетенция, системный подход, компетентностный подход, компетентностные и ситуационные задания, методические рекомендации.

Текст

Список литературы

1. Алтыникова Н. В., Качалова Г. С. Оценка предметных и методических компетенций учителей химии // Естественнонаучное образование: проблемы аттестации химиков: Методический ежегодник химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. – 2021. – Т. 17. – С. 199–2016.

2. Бандаев С. Г., Хасенова М. Т. Роль кейс-технологий в формировании химической грамотности учащихся // Вестник педагогического университета. – 2018. –
№ 5–1 (77). – С. 8–12.

3. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.

4. Жафяров А. Ж., Качалова Г. С. Формирование метапредметной компетентности учащихся 8-х классов (математика, химия, физика): учебное пособие. – Новосибирск: НГПУ, 2014. – 154 с.

5. Заграничная Н. А., Зубцова Е. С., Щедрина О. С. Урок химии в свете требований ФГОС // Химия в школе. – 2019. – № 6. – С. 12–18.

6. Ильичева Е. В. Формирование химической грамотности у студентов высших учебных заведений направления подготовки «Сервис» // Успехи современной науки и образования. – 2017. – № 4. – С.101–104.

7. Каверина А. А., Молчанова Г. Н., Свириденко Н. В., Снастина М. Г. Из опыта разработки заданий по оценке естественнонаучной грамотности школьников при обучении химии // Педагогические измерения. – 2017. – № 2. – С. 91–96.

8. Качалова Г. С., Жафяров А. Ж. Формирование метапредметной компетентности учащихся 9-х классов (математика, химия, физика): учебное пособие. – Новосибирск: НГПУ, 2015. – 118 с.

9. Коваль Ю. И., Васильцова И. В. Особенности формирования экологической грамотности при изучении химических дисциплин у бакалавров // Актуальные вопросы образования. – 2019. – Т. 2. – С. 244–246.

10. Миренкова Е. В. К вопросу о формировании химической грамотности // Химия в школе. – 2021. – № 4. – С. 15–19.

11. Пентин А. Ю., Ковалева Г. С., Давыдова Е. И., Смирнова Е. С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. – 2018. – № 1. – С. 79–109.

12. Пентин А. Ю., Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Формирование и диагностика естественно-научной грамотности: Комплексные межпредметные задания с химической составляющей // Народное образование. – 2017. – № 1–2 (1460). –
С. 136–143.

13. Пентин А. Ю., Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Комплексные межпредметные задания с химической составляющей как инструмент формирования и диагностики естественно-научной грамотности учащихся // Школьные технологии. – 2016. – № 6. – С. 120–128.

14. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – № 4. – Т. 1 (61). – С. 80–97.

15. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Формы использования заданий по оцениванию и формированию естественнонаучной грамотности в учебном процессе // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – № 4. – Т. 1 (61). –
С. 177–195.

16. Лапина Ю. В., Барам С. Г., Васильева С. В., Голикова Е. А., Пономоренко Н. В., Родько Е. Д. Рекомендации по содержанию и условиям реализации учебных планов специализированных классов естественнонаучного направления (химия): метод. рекомендации для учителей химии, работающих в классах с углубленным изучением химии / под ред. И. Л. Беленок, А. Н. Величко; Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2020. – 54 с. – Систем. требования: процессор с тактовой частотой
1,6 ГГц и более ; Microsoft Windows XP и новее ; программное обеспечение для чтения файлов PDF.

17. Степанова М. А. Формирование функциональной грамотности учащихся средствами химического языка. Кн.: Наука, образование, инновации: приоритетные направления развития / под общей ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 118–138.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010. №1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012. №413.

20. Шалашова М. М., Оржековский П. А. Новые средства достижения требований ФГОС // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 8–13.