От дидактической игры к обучающей геймификации

DOI: 10.15293/1812-9463.2103.09

УДК 37.0+373.1

Ковшова Юлия Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры геометрии
и методики обучения математике, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: santulan@yandex.ru

Яровая Евгения Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой геометрии
и методики обучения математике, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: jnar1@yandex.ru

ОТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ К ОБУЧАЮЩЕЙ ГЕЙМИФИКАЦИИ*

Цель статьи: проследить преемственность и установить взаимосвязь использования традиционных дидактических игр с современными тенденциями по геймификации в образовании и построить авторскую методическую систему геймификации учебного процесса.

В статье рассматривается проблема геймификации в образовании, обосновывается актуальность исследований в данном направлении и формулируется противоречие, приводящее к проблеме поиска оптимальных подходов к внедрению геймификации в учебный процесс школы и вуза. Приводятся результаты анкетирования учителей различных предметных областей на предмет выявления понимания взаимосвязи понятий «дидактическая игра» и «геймификация» и их места в собственной профессиональной деятельности. На основе анализа сущности понятий «дидактическая игра» и «геймификация», предложен авторский подход к построению методической системы «Обучающая геймификация» и сформулированы ключевые положения.

По итогам исследования сформулированы выводы и намечены перспективы в разработке отдельных компонентов авторской методической системы, ее апробации в реальном учебном процессе и анализа полученных результатов.

Ключевые слова: геймификация, дидактическая игра, обучающая игра, образование, обучение, дидактические принципы, учебная деятельность, интерактивность.

Текст

Список литературы

1. Антонова А. Б., Иванов Е. А., Дубинина К. О. Интерактивные информационные технологии как ключевой тренд развития индустрии туризма // Экономика. Право. Инновации. – 2016. – № 2. – С. 47–51.

2. Биджиева С. Х., Урусова Ф. А.-А. Геймификация образования: проблемы использования и перспективы развития // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. – № 4.

3. Вербах К. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса / Кевин Вербах, Дэн Хантер; пер. с англ. А. Кардаш. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 224 с.

4. Габдулхаков В. Ф., Галимова Э. Г. Цифровая педагогика и геймификация образования в университетах // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 4 (42). – С. 37–43.

5. Гайманова Т. Г. Педагогическая геймификация // Вестник «ӨРЛЕУ»-KST. 2016. – № 2 (12). – С. 85–89.

6. Геймификация: онлайн-курсы. URL: https://4brain.ru/gamification/

7. Громова Н. В. Геймификация как инструмент обеспечения конкурентоспособности современных компаний // Современная конкуренция. – 2018. – Т. 12, № 2–3 (68–69). – С. 18–29.

8. Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю., Гермашев И. В. Методические особенности формирования готовности будущего учителя информатики к разработке и использованию компьютерных игр в обучении алгоритмизации и программированию // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. –
№ 5 (128). – С. 42–49.

9. Дидактическая игра: подходы к терминологии различных авторов // Словари и энциклопедии на Академик. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/28607

10. Долгая А. А. Как преодолеть сопротивления сотрудников в игре горизонтального управления // Внутреннее предпринимательство: университет и бизнес. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 3–9.

11. Звонарева Н. А., Купалов Г. С. Потенциал и риски геймификации педагогического образования // Образование и право. – 2021. – № 2. – С. 270–275. DOI: 10.24412/2076-1503-2021-2-270-275

12. Исаева Е. В. Технологии геймификации в маркетинге: как вовлекать потребителей в игры с брендами // Маркетинг и брендинг: вызовы XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 66–68.

13. Исупова Н. И. Перевернутый класс и геймификация как актуальные формы организации дистанционного обучения // Евразийское Научное Объединение. – 2021. –
№ 1-7 (71). – С. 527–530. DOI: 10.5281/zenodo.4526539

14. Исупова Н. И. Применение сервисов геймификации для актуализации и закрепления знаний // Евразийское Научное Объединение. – 2019. – № 6-6 (52). –
С. 370–374. DOI: 10.5281/zenodo.3271146

15. Исупова Н. И., Суворова Т. Н. Геймификация учебного процесса с использованием технологии «Перевернутый класс» // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 5 (41). – С. 412–427. DOI: 10.32744/pse.2019.5.29

16. Караваев Н. Л., Соболева Е. В. Совершенствование методологии геймификации учебного процесса в цифровой образовательной среде: монография. – Киров: Вятский государственный университет, 2019. – 105 с.

17. Карманова Е. В., Старков А. Н., Викулина В. В. Возможности применения технологии геймификации при реализации электронного обучения в вузе // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 4 (40). – С. 462–472. DOI: 10.32744/pse.2019.4.35

18. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

19. Ковшова Ю. Н. Элементы геймификации на уроках физики и математики с использованием информационно-коммуникационных технологий // Шаг в науку: Материалы XII Региональной научно-практической конференции студентов и магистрантов ИФМИТО НГПУ, Новосибирск, 26-30 апреля 2021 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. – С. 184–186.

20. Кругликов В. Н., Кривов В. Р. Учебный игровой комплекс. – М.: Просвещение, 2015. – 512 с.

21. Кудрявцев О. Е. Внедрение игровой компоненты в обучение математическим дисциплинам // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2020. – № 4 (41). – С. 78–85.

22. Лабутина В. А. Повышение мотивации к обучению в процессе повышения квалификации педагогов с применением дистанционных образовательных технологий // Информатика и образование. – 2016. – № 6 (275). – С. 23–26.

23. Липатова С. Д., Хохолева Е. А. Геймификация как педагогическая технология активизации учебной мотивации студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – №. 1 (37). – С. 44–51.

24. Мальцева С. Н., Шишкин К. С. Геймификация процесса обучения иностранному языку как средство повышения мотивации обучаемых // Технологии информационного общества. Сборник трудов XIV Международной отраслевой научно-технической конференции. – 2020. – С. 535–537.

25. Метечко Т. О. Игровые образовательные технологии в высшей школе //
Перспективы развития высшей школы. Материалы XIV Международной научно-методической конференции. – Гродно, 2021. – С. 153–155.

26. Ольховская В. С. Целесообразность использования методов геймификации в профессиональном развитии персонала организации // Интеллектуальные системы управления в цифровой экономике: сборник материалов Форум молодых ученых. Под редакцией О. Н. Пронской. – 2020. – С. 85–88.

27. Орлова О. В., Титова В. Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 9 (162). – С. 60–64.

28. Бабанский Ю. К., Ильина Т. А., Сорокин Н. А. Педагогика: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.

29. Крившенко Л. П.,i Педагогика: Учебник / Под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 432 с.

30. Каленникова Т. Г., Борисевич А. Р. Словарь психолого-педагогических понятий: справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения. – Минск: БГТУ, 2007. – 68 с.

31. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – Т. IV. С-Я. – 797 с.

32. Титовец Т. Е. Основные подходы к геймификации обучения в системе высшей школы // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2017. – № 1. – С. 187–188.

33. Эйрих Н. В., Фишман Б. Е. Опыт использования игровых технологий в оценивании качества знаний (на примере математики) // Наука и школа. – 2019. – № 6. –
С. 148–162.

34. Ярина С. Ю. Обучающие компьютерные игры // Мастерство online. – 2015. –
№ 4 (5).

35. Deterding S., Sicart M., Nacke L., O’Hara K., Dixon D. Gamification: using game-design elements in non-gaming contexts. – New York: ACM Press, 2011. – P. 2425–2428. URL: http://doi.org/10.1145/1979742.1979575