Методологические знания по математике как необходимое условие формирования профессиональных компетенций у будущих учителей математики

Научная статья

УДК 372.851

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Таранова Марина Владимировна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: marinataranowa@yandex.ru

 

В статье рассматривается проблема подготовки будущего учителя математики к профессиональной деятельности в условиях цифровизации. Выделены требования к математической подготовке будущего учителя и предложен один из способов повышения математической и методологической компетенций. Основная идея статьи состоит в анализе и описании опыта решения проблем наполнения контента онлайн курсов по вовлечению студентов в самостоятельный исследовательский поиск, опыта корреляции методов организации учебного процесса в условиях офлайн и онлайн обучения студентов. Автор, на основе анализа содержания методологического знания по математике и собственно математического знания, раскрывает содержание и суть методологической компоненты в профессиональной деятельности будущего учителя математики. Цель статьи состоит в определении стратегий организации курса в рамках которого будущие учителя математики получают не только математическую, но и методологическую подготовку при использовании разных моделей (офлайн и онлайн). Методическая модель использования методологических знаний как основы формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза должна включать цели, задачи, способы взаимодействия преподавателя и студента, содержание методологических знаний, спроецированное в контексте формы обучения. Учебное содержание структурируется в связанные между собой блоки, где средством связи являются методологические знания. Отличительное достоинство предложенной модели заключается в том, что формирование профессиональных компетенций у будущего учителя математики рассматривается и существует как компонент самоорганизующейся и развивающийся системы форм взаимодействия преподавателя и студента.

Ключевые слова: цифровое обучение; профессиональные компетенции будущего учителя математики; методологические знания; проектное и исследовательское обучение математике; онлайн обучение

Текст

Для цитирования:

Список литературы

  1. Бурганова И. Н. Дистанционное обучение и возможности его применения в высшей школе // Вестник педагогических инноваций. – 2021. – № 8. – С. 92–99.
  2. Далингер В. А. Избранные вопросы информатизации школьного математического образования: монография; науч. ред. М. П. Лапчик. – 3-е изд. стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 159 с.
  3. Материалы Всесибирской олимпиады по математике 2019 – 2020: 8 класс. URL: https://sesc.nsu.ru/olymp-vsesib/sections/maths/
  4. Математика в понятиях, определениях и терминах. Ч. 1. пособие для учителей. Под ред. Л. В. Сабинина. – М.: Просвещение, 1978. – 320 с.
  5. Математика в понятиях, определениях и терминах. Ч. 2. О. В. Мантуров, Ю. К. Солнцев, Ю. И. Соркин, Н. Г. Федин; Под ред. Л. В. Сабинина. – М.: Просвещение, 1982. – 351 с.
  6. Столяр А. А. Педагогика математики. – Минск: Высшая школа, 1986. – 414 с.
  7. Таранова М. В. Исследовательские и познавательные проекты по математике и её приложениям: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2017. – 120 с.
  8. Таранова М. В. Готовность учителя математики к осуществлению инноваций в своей профессиональной деятельности: проблемы, новые решения // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 1 (57). – С. 14–21.
  9. Таранова М. В. Методические условия использования динамической среды GeoGebra как средства визуализации геометрических построений. // Образовательные технологии и общество. – 2020. – Т. 23. – № 1.– С. 3–
  10. Таранова М. В. Об условиях реализации цифрового обучения школьников математике // Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация: сборник статей участников V-ой Международной научно-практической конференции. Научный редактор С. В. Миронова, ответственный редактор С. В. Напалков; Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». – – С. 69–73.