Организация проектной деятельности обучающихся в рамках реализации предметной области «технология»

Научная статья

УДК 373

DOI:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ “ТЕХНОЛОГИЯ”[1]

Волчек Марина Геннадьевна

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск. E-mail: studi13@mail.ru

Каменев Роман Владимирович

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: romank54.55@gmail.com

Чупин Дмитрий Юрьевич

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: ifmitotech@mail.ru

Никитина Евгения Юрьевна

Томский государственный педагогический университет, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кисловская средняя общеобразовательная школа» Томского района. г. Томск. E-mail: N_Geny@mail.ru

В данной статье рассматриваются вопросы развития технологического образования в общеобразовательных организациях при непосредственном участии и взаимодействии с педагогическими вузами. Представлен анализ использования высокотехнологичного оборудования в образовательных организациях, выявленных профессиональных дефицитов у педагогов технологического образования по использованию современных цифровых технологий. По результатам проведенного исследования в статье определены эффективные пути реализации требований, предъявляемых к современному школьному технологическому образованию в соответствии с обновленными ФГОС. Также в статье рассмотрены различные подходы к организации проектной деятельности обучающихся в рамках технологического образования. Авторами показано, что накопленный в нашей стране опыт преподавания предметной области «Технология» является базой для ее модернизации. Успешный опыт включения России в международное движение «WorldSkills International» при этом является основой для оценки качества образования и трансляции практики по модернизации содержания профессионального обучения. Особенно это актуально по направлениям перспективных профессий и профессий цифровой экономики готовить которые необходимо уже со школьной скамьи.

Ключевые слова: школьное технологическое образование, высокотехнологичное оборудование, проектная деятельность.

Текст

Для цитирования:

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 г.)  [Электронный ресурc]. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 15.08.2021).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минпросвещения № 287 от 31.05.2021 г.)  [Электронный ресурc]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 21.08.2021).
  3. Распоряжение Минпросвещения России от 01.11.2019 N Р-109 «Об утверждении методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общеобразовательных организаций по реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы».
  4. Приказ Минпросвещения России от 18.02.2020 N 52 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020–2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года».
  5. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Предпрофильная подготовка: проектная деятельность учащихся. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005. – 126 с.
  6. Каменев Р. В, Волчек М. Г., Некрасова И. И. Подготовка учителя технологии и актуальные проблемы современного технологического образования // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8, № 4. – С. 10.
  7. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. – 2011. – № 1. – С. 9–10.
  8. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. – М.: Академия, 2011. – 146 с.
  9. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 112 с.
  10. Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. – 2011. – Т. 2, № 5. – С. 148–151.
  11. Татко Г. Н. Методические вопросы проектной работы учащихся на уроках технологии в школе: учебно-методическое пособие. – М.: МГОУ, 2010. – 80 с.
  12. Павлова М. Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников / под ред. И. А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2011. – 36 с.
  13. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.
  14. Пичугина Г. В. Типичные ошибки, риски и заблуждения в организации проектной деятельности школьников // Современное педагогическое образование в школе и педагогическом вузе: материалы XXI Международной конференции по проблемам технологического образования / под ред. Хотунцева Ю. Л., Харичевой Д. Л. – М.: Изд-во МПГУ, 2015. – С. 108–113.
  15. Полат Е. С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
  16. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  17. Хотунцев Ю. Л., Заенчик В. М., Шмелев В. Е. Учебное и творческое проектирование по технологии: теоретические основы и практические рекомендации учителям и обучающимся. – М.: Прометей», 2020.
  18. Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике школы. – М.: Педагогика, 1998.  – 85с.
  19. Чупин Д. Ю. Современные требования к содержанию подготовки педагогических кадров технологического профиля в Новосибирской области // Нижегородское образование. – – № 2. – С. 92–96.

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках исполнения государственного задания № 073-00072-21-01 по проекту «Разработка модели взаимодействия педагогических вузов с базовыми школами и организации их методического сопровождения».