Научная статья
УДК 373
DOI:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ “ТЕХНОЛОГИЯ”[1]
Волчек Марина Геннадьевна
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск. E-mail: studi13@mail.ru
Каменев Роман Владимирович
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: romank54.55@gmail.com
Чупин Дмитрий Юрьевич
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: ifmitotech@mail.ru
Никитина Евгения Юрьевна
Томский государственный педагогический университет, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кисловская средняя общеобразовательная школа» Томского района. г. Томск. E-mail: N_Geny@mail.ru
В данной статье рассматриваются вопросы развития технологического образования в общеобразовательных организациях при непосредственном участии и взаимодействии с педагогическими вузами. Представлен анализ использования высокотехнологичного оборудования в образовательных организациях, выявленных профессиональных дефицитов у педагогов технологического образования по использованию современных цифровых технологий. По результатам проведенного исследования в статье определены эффективные пути реализации требований, предъявляемых к современному школьному технологическому образованию в соответствии с обновленными ФГОС. Также в статье рассмотрены различные подходы к организации проектной деятельности обучающихся в рамках технологического образования. Авторами показано, что накопленный в нашей стране опыт преподавания предметной области «Технология» является базой для ее модернизации. Успешный опыт включения России в международное движение «WorldSkills International» при этом является основой для оценки качества образования и трансляции практики по модернизации содержания профессионального обучения. Особенно это актуально по направлениям перспективных профессий и профессий цифровой экономики готовить которые необходимо уже со школьной скамьи.
Ключевые слова: школьное технологическое образование, высокотехнологичное оборудование, проектная деятельность.
Для цитирования:
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 г.) [Электронный ресурc]. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 15.08.2021).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минпросвещения № 287 от 31.05.2021 г.) [Электронный ресурc]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 21.08.2021).
- Распоряжение Минпросвещения России от 01.11.2019 N Р-109 «Об утверждении методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общеобразовательных организаций по реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы».
- Приказ Минпросвещения России от 18.02.2020 N 52 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020–2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года».
- Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Предпрофильная подготовка: проектная деятельность учащихся. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005. – 126 с.
- Каменев Р. В, Волчек М. Г., Некрасова И. И. Подготовка учителя технологии и актуальные проблемы современного технологического образования // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8, № 4. – С. 10.
- Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. – 2011. – № 1. – С. 9–10.
- Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. – М.: Академия, 2011. – 146 с.
- Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 112 с.
- Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. – 2011. – Т. 2, № 5. – С. 148–151.
- Татко Г. Н. Методические вопросы проектной работы учащихся на уроках технологии в школе: учебно-методическое пособие. – М.: МГОУ, 2010. – 80 с.
- Павлова М. Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников / под ред. И. А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2011. – 36 с.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.
- Пичугина Г. В. Типичные ошибки, риски и заблуждения в организации проектной деятельности школьников // Современное педагогическое образование в школе и педагогическом вузе: материалы XXI Международной конференции по проблемам технологического образования / под ред. Хотунцева Ю. Л., Харичевой Д. Л. – М.: Изд-во МПГУ, 2015. – С. 108–113.
- Полат Е. С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
- Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
- Хотунцев Ю. Л., Заенчик В. М., Шмелев В. Е. Учебное и творческое проектирование по технологии: теоретические основы и практические рекомендации учителям и обучающимся. – М.: Прометей», 2020.
- Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике школы. – М.: Педагогика, 1998. – 85с.
- Чупин Д. Ю. Современные требования к содержанию подготовки педагогических кадров технологического профиля в Новосибирской области // Нижегородское образование. – – № 2. – С. 92–96.
[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках исполнения государственного задания № 073-00072-21-01 по проекту «Разработка модели взаимодействия педагогических вузов с базовыми школами и организации их методического сопровождения».