Применение элементов интегрированного обучения для формирования универсальных педагогических компетенций в условиях межфакультетского технопарка

УДК 378.147

doi: 10.15293/1812-9463.2201.04

Кравцов Юрий Васильевич

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, kravtsov60@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0462-9194

Мишутина Ольга Валерьевна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, purus@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6124-6184

АннотацияЦелью статьи является представление варианта применения элементов технологии интегрированного обучения с метапредметным компонентом для формирования у обучающихся универсальных педагогических компетенций в рамках межфакультетского технопарка.

Перечень и формулировка универсальных педагогических компетенций закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, утверждённом 22.02.2018 (ред. от 08.02.2021). Использование технологии интегрированного обучения с метапредметной направленностью заданий позволяет направить усилия студентов на формирование универсальных компетенций. Подготовлена система заданий для обучающихся IV курса нелингвистических направлений по поиску проявлений в природе Новосибирской области основных постулатов природоведческих концепций, опубликованных в зарубежной научной периодике. Формирование у обучающихся универсальных компетенций осуществляется в процессе создания образовательных продуктов, поэтому по итогам поисковой деятельности студенты представляют отчеты по общепринятым формам. В результате апробации метапредметных заданий установлено, что их содержательная сторона оказалась для обучающихся сложной, технология создания образовательных продуктов – знакомой. Диагностика сформированности компетенций остается дискуссионной. Допуская связь между качеством студенческих образовательных продуктов и уровнем сформированности компетенций, заключаем, что в группе обучающихся преобладал репродуктивный уровень выполнения заданий. Это обусловливает необходимость продолжения работы над формированием универсальных компетенций у будущих педагогов.

Ключевые слова: интегрированное обучение, метапредметный компонент, самостоятельная работа, дополнительная литература, англоязычная научная периодика, физическая география Новосибирской области, образовательные продукты.

Для цитирования: Кравцов Ю. В., Мишутина О. В. Применение элементов интегрированного обучения для формирования универсальных педагогических компетенций в условиях межфакультетского технопарка // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 1 (65). С. 3137.

текст

Список источников

1. Буланкина Н. Е. Профессиональный рост учителя-гуманитария в контексте теории культурного самоопределения личности // Педагогический имидж. – 2018. –
№ 3 (40). – С. 9–15. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-9-15.

2. Дмитриева С. В. Развитие готовности педагогов к актуализации метапредметного потенциала учебного текста // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2020. – № 1 (42). – С. 101–108.

3. Кравцов Ю. В., Мишутина О. В. Интеграция учебных дисциплин в системе подготовки бакалавров педагогического образования // Сибирский учитель. – 2019. –
№ 2(123). – С. 28–34.

4. Кравцов Ю. В., Мишутина О. В. Возможности технологии CLIL для построения интегрированных занятий в вузе // Сибирский учитель. – 2020. – № 2 (129). –
С. 33–39.

5. Кравцов Ю. В., Мишутина О. В. Иностранный язык как средство международного профессионального общения: интегративный аспект в преподавании // Вестник педагогических инноваций. – 2021. – № 2 (62) – С. 78–85. DOI: 10.15293/1812-9463.2102.08.

6. Махмутова Г. Ф., Фёдорова Р. З. Компетенция и компетентность в современном образовании // Актуальные исследования. – 2020. – № 5 (8). – С. 75–79.

7. Мильруд Р. П. Универсальные учебные действия как сверхзадача обучения // Научный диалог. – 2016. – № 1 (49). – С. 272–284.

8. Обдалова О. А. Роль тематически обусловленной лексики в обучении студентов бакалавриата естественнонаучных направлений профессионально-ориентированному дискурсу // Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. – СПб., 2018. – С. 321–349.

9. Пайгусов А. И. Интегрированное обучение предметам гуманитарного и художественно-эстетического циклов на основе историко-культурологического подхода // Образование и наука. – 2009. – № 5. – С. 136–143.

10. Пассов Е. И. Образование и методика: от сущего к должному // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. – 2017. – Т. 15, Вып. 4. – С. 389–413. DOI: 10.22363/2313-2264-2017-15-4-389-413.

11. Позднякова А. А., Чепкова Т. П. Метапредметный подход при создании обучающих модулей по языку специальности // Преподаватель XXI век. – 2016. – № 4. –
С. 297–315.

12. Потапова М. В., Каменкова Н. В. Инструментарий диагностирования качества сформированности профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа в условиях цифровой трансформации // Инновационное развитие профессионального образования. – 2020. – № 4 (28). – С. 66–72.

13. Рыбакина Н. А. Образовательная компетенция: сущность и педагогическая модель формирования в контексте непрерывного образования // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 5. – С. 32–55. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-5-32-55.

14. Сохранов-Преображенский В. В. Смысловая саморегуляционная идентификация студентов как фактор построения их индивидуальной личностной траектории профессионально значимого развития // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сб. науч. тр. – Саранск, 2020. – С. 13–17.

15. Ферапонтов Г. А., Мишутина О. В. Интегрированные задания по иностранному языку для бакалавриата и магистратуры. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. –
143 с.

16. Judith Glaesser. Competence in educational theory and practice: a critical discussion // Oxford Review of Education. – 2018. – Vol. 45 (1). – P. 70–85. DOI: 10.1080/03054985.2018.1493987.

Информация об авторах

Кравцов Ю. В. – доктор биологических наук, доцент, кафедра географии, регионоведения и туризма, Новосибирский государственный педагогический, г. Новосибирск, e-mail: kravtsov60@mail.ru, orcid: https://orcid.org/0000-0002-0462-9194

Мишутина О. В. – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический, г. Новосибирск, e-mail: purus@mail.ru, orcid: https://orcid.org/0000-0001-6124-6184