Университетский кампус: новые возможности для организации самостоятельной работы студентов в цифровую эпоху

УДК 378.161.3

doi: 10.15293/1812-9463.2201.06

Шульга Ирина Ивановна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, shulga.61@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5994-7678

Сергеева Ольга Николаевна

Школа иностранных языков, Национальный исследовательский университет, «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия, olgaildutova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6430-0614

АннотацияВследствие глобализации, технологизации, цифровизации общества, а также пандемии Ковид-19 перед высшем образованием встали задачи по определению и формированию компетенции профессионалов нового поколения. К ним можно отнести: овладение научным знанием, присвоение практико-ориентированных профессиональных умений, развитие навыков инновационной, исследовательской и проектной деятельности, формирование способностей самостоятельно генерировать и оформлять новшества, принимать и продвигать нестандартные решения, работать в команде, организовывать деятельность других и управлять ею. С точки зрения целенаправленно организованного педагогического процесса, одним из наиболее эффективных инструментов развития таких навыков и умений является самостоятельная, в том числе и научно-исследовательская, работа учащихся. Соответственно, задачей университетский кампус как центр формирования и подготовки интеллектуальной элиты становится пересмотр, актуализация и обеспечение оптимально возможных в современных реалиях условий для самостоятельной работы учащихся.

Цель данной статьи состоит в определении новых возможностей университетского кампуса для организации самостоятельной работы студентов в цифровую эпоху. На основе анализа литературы предложены четыре группы таких возможностей – их внедрение и использование позволит адаптироваться к вызовам времени, а также обеспечить качество самостоятельной учебной деятельности студентов, необходимое для подготовки специалистов нового поколения. Описаны как дополнительные возможности для организации самостоятельной работы студентов в новом формате, так и обнаружившиеся трудности, а также перспективы и задачи для дальнейшего развития кампусов.

Ключевые слова: Самостоятельная работа, исследовательские навыки, университетский кампус, цифровизация образования, глобализация, научно-исследовательская деятельность, студенческая жизнь.

Для цитирования: Шульга И. И., Сергеева О. Н. Университетский кампус: новые возможности для организации самостоятельной работы студентов в цифровую эпоху // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 1 (65). С. 4959.

текст

Список источников

1. Клячко Т. Л., Новосельцев А. В., Одоевская Е. В., Синельников-Мурылев С. Г. Уроки пандемии коронавируса и возможное изменение механизма финансового обеспечения деятельности вузов // Вопросы образования. –– 2021. – № 1. – С. 8–30.

2Кулик Е., Фрумин И. «У нас нет альтернативы онлайн-обучению, сейчас это просто необходимость» // Официальный сайт НИУ ВШЭ, Институт образования. – 2020. – 18 марта. URL: https://ioe.hse.ru/news/350395636.html

3. Надеждина К., Синеокая Н. На ВЭФ рассказали про сеть университетских кампусов мирового уровня // Официальный сайт Минобрнауки России. – 2021. – 3 сентября. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=39493

4. Шульга И. И. Педагогическая анимация: учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019.

5. Brooks R., Byford K. & Sela K. The spaces of UK students’ unions: extending the critical geographies of the university campus // Social & Cultural Geography. – 2016. –
Vol. 17, no. 4. – P. 471–490. DOI: 10.1080/14649365.2015.1089585

6. Brooks R., Waters J. A Second Chance at ‘Success’: UK Students and Global Circuits of Higher Education // Sociology. – 2009. – Vol. 43, no. 6. – P. 1085–1102. DOI:10.1177/0038038509345713

7. Collins F. Cyber-spatial mediations and educational mobilities: International students and the internet // Changing Spaces of Education. Routledge. – 2012. – P. 258–274.

8. Cormier D. The CCK08 MOOC – Connectivism course, 1/4 way // Dave’s Educational Blog: Building a better rhizome. – 2008. URL: http://davecormier.com/edblog/2008/10/02/the-cck08-mooc-connectivism-course-14-way/

9. Edwards R. (Im) mobilities and (dis) locating practices in cyber-education // Changing Spaces of Education. Routledge. – 2012. – P. 219–232.

10. Hopkins P. E. Young people, place and identity. Routledge, 2013.

11. Hubbard P. Geographies of Studentification and Purpose-Built Student Accommodation: Leading Separate Lives? // Environment and Planning A: Economy and Space. – 2009. – Vol. 41, no. 8. – P. 1903–1923. DOI: 10.1068/a4149

12. Reay D., David M. E., Ball S. J. Degrees of choice: Class, race, gender and higher education. // Trentham Books. – 2005.

13. Sage J., Smith D., Hubbard P. The rapidity of studentification and population change: There goes the (student) hood // Population, Space and Place. – 2012. – Vol. 18, no. 5. –
P. 597–613. DOI: https://doi.org/10.1002/psp.690

14. Smith D., Holt L. Studentification and ‘Apprentice’ Gentrifiers within Britain’s Provincial Towns and Cities: Extending the Meaning of Gentrification. // Environment and Planning A. – 2007. – Vol. 39, no.1. – P. 142–161.

15. Thiem C. H. Thinking through education: the geographies of contemporary educational restructuring. // Progress in Human Geography. – 2009. – Vol. 33, no. 2. –
P. 154–173. DOI: 10.1177/0309132508093475

16. Vicky L. Embedding marketing in international campus development: lessons from UK universities // Perspectives: Policy and Practice in Higher Education. – 2016. – Vol. 20, no. 2–3. – P. 59–66. DOI: 10.1080/13603108.2015.1060273

17. Watermeyer R., Crick T., Knight C. et al. COVID-19 and digital disruption in UK universities: afflictions and affordances of emergency online migration. // High Education. – 2021. – Vol. 81. – P. 623–641. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-020-00561-y

Информация об авторах

Шульга И. А. – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института физико-математического и информационно-технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, e-mail: shulga.61@mail.ru, orcid: https://orcid.org/0000-0001-5994-7678

Сергеева О. Н. – старший преподаватель Школы иностранных языков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, e-mail: olgaildutova@gmail.com, orcid: https://orcid.org/0000-0002-6430-0614