Ресурсные возможности семьи ребенка с нарушениями развития как предмет изучения в практике психолого-педагогического консультирования

Научная статья

УДК 376

DOI: 10.15293/1812-9463.2202.10

Югова Олеся Вячеславовна

Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия

Аннотация. В статье представлен опыт многолетней практики психолого-педагогического изучения, консультирования и сопровождения семей, воспитывающих детей первых лет жизни с различными нарушениями развития. В контексте данной работы ставилась цель выявить особенности ресурсного поля этих семей. Ключевой идеей стала гипотеза о том, что уровень основных ресурсов семьи влияет на течение и результаты психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка. Выявление и улучшение ресурсного состояния (потенциальных возможностей) семьи повышает эффективность оказания комплексной помощи ребенку с нарушениями развития. Анализ результатов анкетирования и заполненных родителями опросников, а также результаты наблюдения и беседы позволили разделить семьи на три кластера, исходя из их ресурсных возможностей: ресурсная семья, относительно ресурсная семья, нересурсная семья. Также в статье освещаются возможности применения современных информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционного и гибридного форматов) при консультировании и сопровождении семьи.

Ключевые слова: дети с нарушениями развития, ресурсы семьи, консультирование, сопровождение, ранняя помощь, анкетирование, дистанционные технологии.

Для цитирования: Югова О. В. Ресурсные возможности семьи ребенка с нарушениями развития как предмет изучения в практике психолого-педагогического консультирования // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 7885. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.10

текст

Список источников

1. Психолого-социального университета. – Воронеж: МОДЭК, 2015. – 552 с.

2. Любимов М. Л., Приходько О. Г., Филатова И. А., Югова О. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в консультативной работе с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ // Специальное образование. – 2021. – № 3 (63). –
С. 140–153.

3. Отева Н. И., Малярчук Н. Н., Криницына Г. М., Пащенко Е. В. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии // Вестник Минского университета. – 2019. – Т. 7. ‒ № 2. – С. 8.

4. Медведева Е. А., Югова О. В. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-1. – С. 198–201.

5. Нестерова А. А. Семейные ресурсы как условие жизнеспособности семьи в кризисных ситуациях // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 156–173.

6. Разенкова Ю. А., Павлова А. В. Потребности и ресурсы семьи ребенка с ОВЗ в ситуации вынужденной самоизоляции // Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» / редкол.: Ю. В. Варданян (науч. ред.) [и др.]. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2021. – С. 321–328.

7. Реан А. А., Баранов А. А., Сунцова А. С. Ресурсы семьи в социокультурной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Развитие личности. – 2017. – № 4. – С. 38–56.

8. Серкина А. В., Смирнова О. Н., Голомазова С. Ю., Кузнецова М. С. Дистанционное консультирование в ранней помощи: опыт сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста с ретинопатией недоношенных // Национальная Ассоциация Ученых. – 2015. – № 3-5 (8). – С. 108–110.

9. Аксенова Л. И., Архипов Б. А., Белякова Л. И. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Н. М. Назаровой.
10-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 2010. – 400 с.

10. Ткачева В. В. Реализация семейно-центрированного подхода в условиях службы ранней помощи // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. –
№ 2 (68). – С. 17–21.

11. Шульга Т. И. Состояние семей как ресурс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы психологического знания. – 2017. – № 4 (45). – С. 45–53.

12. Югова О. В. Взаимодействие специального педагога с родителями детей с отклонениями в развитии как залог успешного раннего педагогического сопровождения ребенка // Специальное образование. – 2011. – № 1 (21). – С. 93–101.

13. Югова О. В. Ресурсные возможности семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Семья особого ребенка. Часть I. Сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» / сост. Г. Ю. Одинокова, С. А. Пономарева. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. – С. 126–132.

14. Trivette C. M., Dunst C. J., Deal A. G., Hamer W., Propst S. Assessing family strengths and family functioning style // Topics in Early Childhood Specialist Education. – 1990. – Vol. 10 (1). – P. 16–35.

15. Resch A.-J., Mireles G., Benz M.-R. et al. Giving, Parnts a Voice: A Qualitative Study of the Challenges Experienced by Parents of Children With Disabilities // Rehabilitation Psychology. – 2010. – Vol. 55 (2). – P. 139–150.

Информация об авторах

Югова Олеся Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0379-3347, E-mail: kor.ped@inbox.ru