Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования

Научная статья

УДК 371

DOI: 10.15293/1812-9463.2202.02

Журавлева Наталья Николаевна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

Талышинская Инна Александровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 196,
г. Новосибирск, Россия

АннотацияВ данной статье рассматривается феномен наставничества как одно из условий управления качеством образования. В статье раскрывается сущность наставничества, дается характеристика его форм и методов. С середины 20 века наставничество приобрело характер массового движения – наставничество в средней школе, как одна из форм методической работы, определяется как помощь опытного учителя молодому специалисту или стажёру «адаптироваться к новым условиям деятельности, закрепить ряд необходимых в этих условиях первичных умений и навыков». В двадцатом веке, можно было разделить наставничество в профессиональной и образовательной сферах, а в двадцать первом веке эти границы стираются. В работе уделено внимание основным моделям наставничества, таким как традиционное, партнерское, групповое, флэш наставничество, скоростное, реверсивное и виртуальное наставничество. Также в статье уделено внимание программе наставничества реализуемой в МБОУ СОШ № 196 г. Новосибирска.

Ключевые слова: модернизация, управление, качество образования, развитие, саморазвитие, наставничество, модель, программа, менторство, коуч, тьютор, эдвайзер, фасилитатор.

Для цитирования: Журавлева Н. Н., Талышинская И. А. Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 1422. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.02

текст

Список источников

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 92 с.

2. Барабас А. А. Аналитическая деятельность педагога в условиях введения профессионального стандарта (на основе использования результатов итоговой аттестации обучающихся): программа / под ред. Е. А. Тюриной. – Челябинск: РЦОКИО, 2016. – 127 с.

3. Асроров Р. Педагогическое самообразование в системе непрерывного повышения квалификации учителей: автореф. дис. … канд. пед. наук: Душанбе, 2012. – 23 с.

4. Батышев С. Я. Основы педагогической деятельности наставника. – Москва: Знание, 1977. – 63 с.

5. Волобуева Т. Б. Новые подходы к контролю качества повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2015. –
№ 1 (22). – С. 74–80.

6. Гордовский Д. Что такое нетворкинг и как заводить полезные знакомства. – [Электронный ресурс] – URL: https://blog.calltouch.ru/netvorking-kak-zavodit-poleznye-znakomstva/ (Дата обращения: 11.11.2021).

7. Зюзин В. Что такое hard и soft skills? В чем разница и что важнее. – [Электронный ресурс] – URL: https://vc.ru/hr/178746-chto-takoe-hard-i-soft-skills-v-chem-raznica-i-chto-vazhnee (Дата обращения: 19.11.2021)

8. Кто такой фасилитатор. Объясняем простыми словами. [Электронный ресурс] – URL: https://secretmag.ru/enciklopediya/kto-takoi-fasilitator-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm (Дата обращения: 19.11.2021)

9. Лесохина Л. Н. К обществу образованных людей (Теория и практика образованных взрослых) Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых. – СПб.; Тускарора: ИОВ РАО, 1998.

10. Майстер Д. Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги.
2-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

11. Менторство: простыми словами о том, что это такое. [Электронный ресурс] – URL: https://www.gd.ru/articles/10287-mentorstvo (Дата обращения: 08.12.2021)

12. Наставничество стратегия непрерывного развития. [Электронный ресурс] – URL: https://iro86.ru/images/documents/ (Дата обращения: 08.12.2021)

13. Чеглакова Л. М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций // Экономическая социология. – 2011. – T. 12. – № 2. – С. 80.

Информация об авторах

Журавлева Наталья Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления образованием, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4080-5343, E-mail: 2nzhur@mail.ru

Талышинская Инна Александровна – директор, муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 196, Новосибирск, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9717-4768, E-mail: italyshinskaja@s196.edu.ru