Концепт «заботы о себе» в аспекте педагогической деятельности

Научная статья

УДК 171+159.9.016.1+371.132

doi: 10.15293/1812-9463.2202.03

Игнатенко Ольга Евгеньевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Аннотация. В статье представлены взгляды философов, психологов, педагогов на природу заботы о себе. Философия античности рассматривает заботу о себе как правило мудрой жизни, связывая всю человеческую бытийность с заботой о душе. Современные философы описывают практики себя и заботу о себе с бытием индивида в мире, обращают внимание на заботу о душе и теле. Реализация индивидуального сценария жизни не предполагает разрыва с социумом, игнорирование других, а опирается на рефлексию, осмысление и самоопределение.

Целью статьи является рассмотрение феномена заботы о себе через призму педагогической деятельности. Методологическую основу составляют онтогенетические и гносеологические подходы, объясняющие феномен человека. В педагогической деятельности концепт заботы о себе приобретает особую значимость в процессе профилактики и преодоления профессионального выгорания. Педагогу очень важно уметь определять свое эмоциональное и психофизическое состояние: находится ли он в гармонии с собой или проявляет внутреннюю разобщенность. При этом педагог нуждается в знании, которое бы позволило ему самому осмыслять свое состояние и возвращать утраченную гармоничность. Таким знанием, могут выступать различные тренинги, на которых широко применяются «техники себя»: работа с мыслью, работа со словом, работа с телом.

Ключевые слова: забота о себе, техники себя, самореабилитация, педагогическая деятельность, профессиональное выгорание, тренинг, индивидуализация, профессиональное развитие.

Для цитирования: Игнатенко О. Е. Концепт «заботы о себе» в аспекте педагогической деятельности // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 2328. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.03

текст

Список источников

1. Беседы Эпиктета. – М.: Ладомир, 1997. – 320 с.

2. Газман О. С. Философия и практика заботы // Учительская газета. – 2008. –
№ 31. [Электронный ресурс] URL: http://old.ug.ru/archive/ug/2008/31 (дата обращения: 09.03.2022)

3. Гордеева А. В., Морозов В. В. Прикладная реабилитационная педагогика. – М.: Академический проект, 2004. – 176 с.

4. «Забота о себе» как образовательная практика современного классического университета: сб. ст. и материалов международной научной конференции (24–25 ноября 2017 г.) / отв. ред. Г. И. Петрова. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2018. – 306 с.

5. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. – М.: Смысл, 2009. – 303 с.

6. Платон. Диалоги. – М.: АСТ, 2011. – 237 с.

7. Попов С. В., Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. – М.: Культ. полит., 1995. – 800 с.

8. Розин В. М. Концепция «заботы о себе»: философская, научная, художественная и авторская версии // Культура и искусство. – 2017. – № 7. – С. 50–56. [Электронный ресурс] DOI: 10.7256/2454-0625.2017.7.23596 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23596 (дата обращения: 09.01.2022)

9. Сборник упражнений для проведения тренинга по профилактике и преодолению синдрома профессионального выгорания: практикум / сост.: Разнадежина Н. А., Шишкина А. И. – Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа. – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016. – 40 с.

10. Тьюторство в открытом образовательном пространстве. «Забота о себе» и построение индивидуальной образовательной программы. Материалы X Международной научно-практической конференции (ХХII Всероссийской конференции) 31 октября – 01 ноября 2017 г. / Научный редактор: М. Ю. Чередилина. – М.: «Буки Веди», 2017. – 250 с.

11. Фромм Э. Человек для себя // Бегство от свободы. Человек для себя / пер. с англ. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. – 571 с.

12. Фуко М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981/82 учебном году / пер. с фр. А. Г. Погоняйло. – СПб.: Наука, 2007. – 677 с.

13. Фуко М. История сексуальности – III: Забота о себе / пер. с фр. Т. Н. Титовой и И. О. Хомы. – Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. – 288 с.

14. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. – Харьков: Фолио, 2003. – 503 с.

15. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. – М.: Наследие ММК, 2005. – 800 с.

Информация об авторах

Игнатенко Ольга Евгеньевна – руководитель, региональный ресурсный центр «Семья и дети», старший преподаватель, кафедра коррекционной педагогики и психологии, Институт детства, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8186-2590, E-mail: fppd-205@mail.ru