Содержательные аспекты обучения профессии разработчика образовательных траекторий в многопрофильном вузе

Научная статья

DOI: 10.15293/1812-9463.2203.06
УДК 378

Калмыкова Светлана Владимировна
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
г. Санкт-Петербург, Россия
Андреева Антонина Андреевна
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
г. Санкт-Петербург, Россия
Шошмина Ирина Владимировна
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В статье выявлены предпосылки для появления новых профессий междисциплинарного характера на стыке педагогики и информационно-коммуникационных технологий. В качестве примера приводится новая перспективная профессия разработчика индивидуальных образовательных траекторий, описанная в Атласе новых профессий 3.0, разработанного под эгидой Агентства стратегических инициатив. По задумке авторов разработчик образовательных траекторий – это профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренаже-
ров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образователь-
ный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека. Посколь-
ку краткое описание указанной профессии в Атласе не дает полного представления
о ее содержании, то с целью понимания содержательного аспекта профессиональной
подготовки таких специалистов в многопрофильном вузе приводится описание мето-
дической основы конструктора индивидуальных образовательных траекторий. Авто-
рами описан принцип работы конструктора, разработанного в Санкт-Петербургском
политехническом университете Петра Великого и позволяющего осуществлять отбор
содержания профессиональной подготовки разработчика индивидуальных образова-
тельных траекторий в многопрофильном вузе.
Ключевые слова: атлас новых профессий, профессиональная подготовка педаго-
гов, индивидуальные образовательные траектории, многопрофильный вуз.
Для цитирования: Калмыкова С. В., Андреева А. А., Шошмина И. В. Содержа-
тельные аспекты обучения профессии разработчика образовательных траекторий
в многопрофильном вузе // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 3 (67).
С. 54–63. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2203.06

Текст

Список источников
1. Алексашина И. Ю., Гайсина С. В. Цифровая грамотность и ИКТ-компетентность: сходство и различие // Образовательная динамика сетевой личности: сборник статей II Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 29 января 2019 г.) / под ред. А. А. Ахаяна, Е. В. Пискуновой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – С. 154–159.
2. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. – М.: Альпина ПРО, 2021. – 472 с.
3. Жданова М. А. Проблемы исследования сетевого образовательного взаимодействия в современной практике профессионального педагогического образования // Образовательная динамика сетевой личности: сборник статей II Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 29 января 2019 г.) / под ред. А. А. Ахаяна, Е. В. Пискуновой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – С. 165–170.
4. Зверева Ю. С. Информатизация образования // Молодой ученый. – 2016. – № 6.3 (110.3). – С. 23–26.
5. Колядко С. В. Компьютерная лингводидактика: учебное пособие. ‒ СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017.
6. Концепция проекта «Цифровые кафедры» МГИМО. ‒ М., 2021.
7. Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ. ‒ М., 2020.
8. Назаренко А. Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования // Язык и культура. – 2009. – № 1. – С. 86–92.
9. Одинокая М. А., Баринова Д. О., Андреева А. А. Принципы разработки учебных дидактических материалов нового типа при иноязычной подготовке магистрантов инженерного профиля // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9, № 3 (32). – С. 197–200. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0044
10. Соловьева В. М. Современная образовательная культура через призму медиафилософии // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов III Международной конференции (Коломна, 12–14 февраля 2022 г.). – Коломна: Изд-во ГСГУ, 2020. – С. 387–391.
11. Титова С. В., Самойленко О. Ю. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – Т. 22, № 3 (167). – С. 39–48.
12. Тряпицына А. П. Взаимосвязь новых и классических понятий в цифровую эпоху // Образовательная динамика сетевой личности: сборник статей II Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 29 января 2019 г.) / под ред. А. А. Ахаяна, Е. В. Пискуновой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – С. 46–51.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 45.04.02 «Лингвистика» (уровень магистратуры): утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 992 [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/74566326/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 02.04.2022).
14. Almazova N. I., Rubtsova A. V., Smolskaia N. B., Andreeva A. A. Digital Creative Projects in the Formation of Digital Competence of Teachers of English as a Foreign Language // PCSF 2021: Technology, Innovation and Creativity in Digital Society. – Pp. 756–764. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-89708-6_61

Информация об авторах
С. В. Калмыкова – кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы ад-
министративного управления, директор Северо-Западного регионального центра
компетенций в области онлайн-обучения, https://orcid.org/0000-0001-5453-1884,
kalmykova_sv@spbstu.ru
А. А. Андреева – преподаватель-исследователь, старший преподаватель Выс-
шей школы лингводидактики и перевода, https://orcid.org/0000-0003-3590-3384,
andreeva_aa@spbstu.ru
И. В. Шошмина – кандидат технических наук, доцент Высшей школы программ-
ной инженерии, кандидат технических наук, https://orcid.org/0000-0001-5120-0385,
shoshmina_iv@spbstu.ru