Творческая проектная деятельность: от неосознанного к осознанному пониманию

Научная статья

DOI: 10.15293/1812-9463.2203.09

УДК 372.016:811.111*40+378

Ковальчук Светлана Сергеевна

Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

Мухина Юлия Николаевна

Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

Аннотация. В исследовании изучается влияние проектной деятельности на образовательный процесс студентов при внедрении системы ядерной программы Core в Тюменском государственном университете. В статье рассматривается проблема организации и реализации проектной деятельности студентов, изучающих английский язык. Цель – изучение отношения студентов неязыковых институтов Тюменского государственного университета к творческой проектной деятельности в процессе обучения английскому языку. Определены цели, функции и типы проектной деятельности в обучении студентов. Рассмотрены этапы, последовательность действий и требований к реализации творческих проектов на английском языке. Проведен обзор литературы, посвященной применению проектного подхода в образовательном процессе в различные временные периоды. В заключение описаны преимущества внедрения проектной деятельности в процесс изучения иностранного языка, а также проанализированы возможные сложности при реализации творческой проектной деятельности в образовательном процессе.

Ключевые слова: проектная деятельность, компетенции, исследовательский проект, творческий проект, познавательная активность.

Для цитирования: Ковальчук С. С., Мухина Ю. Н. Творческая проектная деятельность: от неосознанного к осознанному пониманию // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 3 (67). С. 90–102. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2203.09

Текст

Список источников

1. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

3. Ваганова О. И., Смирнова Ж. В., Трутанова А. В. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-1. – С. 44–50.

4. Ветров Ю. П. Особенности организации проектной деятельности в профессиональном образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. – № 2. – С. 41–48. DOI: https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-12004

5. Гергерт Д. В., Артемьев Д. И. Практика внедрения проектно-ориентированного обучения в вузе // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – Т. 23, № 4. – С. 116–131. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.033

6. Горлицкая С. И. История метода проектов // Компьютерные инструменты в образовании. – 2001. – № 5. – С. 4–6.

7. Григорьева Е. И., Ефременко А. П., Габдиев М. Особенности формирования навыков проектной деятельности у обучающихся в образовательной среде вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 25, № 188. – С. 114–122. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-114-122

8. Долженко Р. А., Назаров А. В., Панькова А. А. Вовлеченность студентов экономического вуза и проектная деятельность во время обучения // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 8. – С. 73–84. DOI: https://doi.org/10.26170/po19-08-10

9. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М.: Совершенство, 1997.

10. Жданова Е. Ю. Проектная деятельность как средство формирования научно-исследовательской компетенции у студентов вузов // Научное отражение. – 2017. – № 5–6. – С. 69–70.

11. Закирова Т. И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 326–326.

12. Каменева Г. А., Савва Л. И., Бондаренко Т. А., Каменева А. Е. Реализация компетентностной парадигмы образования посредством внедрения проектного подхода в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2016. – Т. 8, № 2 (32). – С. 88–99.

13. Кантор К. М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. – 1981. – № 11. – С. 84–96.

14. Килпатрик В. Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. – М.: Работник просвещения, 1930.

15. Колосова В. В. Проектная деятельность: совершенствование коммуникативных навыков в неязыковом вузе // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2019. – № 3. – С. 40–46. DOI: https://doi.org/10.17805/trudy.2019.3.5

16. Кудинова О. С., Скульмовская Л. Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 104–104.

17. Лазутова Л. А. Использование проектной деятельности в системе профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Иностранный язык» в педагогическом вузе // Самарский научный вестник. – 2018. – Т. 7, № 3 (24). – С. 333–339.

18. Левчук С. В. Проектная деятельность в вузе как условие развития познавательной активности студентов // Прикладная юридическая психология. – 2019. – № 3. – С. 68–72. DOI: https://doi.org/10.33463/2072-8336.2019.3(48).068-072

19. Мишин И. Н. Реализация проектной деятельности в системе студентоцентрированного обучения // Высшее образование в России. – 2022. – № 3. – С. 140–151. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-3-140-151

20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2009.

21. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2009.

22. Плотникова И. В. Редько Л. А., Шевелева Е. А., Ефремова О. Н. Проектная деятельность как составляющая часть научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30669

23. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 1997.

24. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития, 2008.

25. Шаламова О. О., Ли Н. Б., Шаламова Д. А. Проектная деятельность как эффективное условие профессионального развития студентов гуманитарных вузов // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2 (87). – С. 398–400.

26. Шкунова А. А., Плешанов К. А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. – 2017. – № 4 (21). – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32446789 (дата обращения: 06.06.2022).

27. Morgan A. Theoretical aspects of project – based learning in higher education // British Journal of Educational Technology. – 1983. – Vol. 14, issue 1. – Pp. 142–147.

Информация об авторах

С. С. Ковальчук– кандидат филологических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0002-9187-7814, s.s.kovalchuk@utmn.ru

Ю. Н. Мухина – старший преподаватель, https://orcid.org/0000-0002-2092-3983, y.n.mukhina@utmn.ru