DOI: 10.15293/1812-9463.2204.01
УДК 37.07
Богомолова Юлия Владимировна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 154», г. Новосибирск, Россия
Марущак Евгения Борисовна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Аннотация. В статье рассмотрена сущность понятия «стратегическое планирование». Обозначены уровни реализации стратегического планирования отрасли образования. Сделан акцент на необходимости обстоятельного подхода к разработке содержания программы развития образовательного учреждения. Рассмотрен результат взаимодействия внешней среды с новым автономным дошкольным образовательным учреждением. На примере PEST-анализа и SWOT-анализа исследованы и проанализированы ключевые характеристики внешней и внутренней среды автономного дошкольного образовательного учреждения с целью определения потенциала развития, прогноза возможных рисков и определения вероятных возможностей для их предотвращения. Обозначены направления развития дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: стратегическое планирование, автономное дошкольное образовательное учреждение, внешняя среда, внутренняя среда, развитие образовательной организации, PEST-анализ, SWOT-анализ.
Для цитирования: Богомолова Ю. В., Марущак Е. Б. Анализ внешней и внутренней среды как составляющая стратегического планирования нового автономного дошкольного образовательного учреждения // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 4 (68). – С. 5–15. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2204.01
Список источников
1. Богомолова Ю. В., Марущак Е. Б. К вопросу стратегического планирования развития новой автономной дошкольной образовательной организации // Ученые записки ИУО РАО. – 2020. – № 3 (75). – С. 6–17.
2. Виханский О. С. Стратегическое управление. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 296 с.
3. Джой Е. С. Возможности формирования конкурентных преимуществ образовательного учреждения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2010. – № 2 (4). – С. 94–96.
4. Шерри Н. С., Симаева И. Н. Стратегия развития образования в регионе Российской Федерации: монография. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. – 32 с.
5. Шеметов П. В. Менеджмент: управление организационными системами: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2007. – 406 с.
6. Патрахина Т. Н. Стратегическое планирование в сфере образования: от теории к практике: монография. – Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2017. – 90 с.
7. Патрахина Т. Н. SWOT-анализ как инструмент планирования стратегии образовательной организации [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7, № 2 (27). – С. 151. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24104516 (дата обращения: 01.08.2022).
8. Рыжиков С. Н. Стратегическое управление профессиональной образовательной организацией. Методы и модели: учебное пособие: в 2 т. Т. 1. – М.: Русайнс, 2017. – 288 с.
9. Усынина Т. А. Использование методов PEST-анализа и SWOT-анализа для разработки стратегии развития дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в современных условиях [Электронный ресурс] // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 50. – URL: https://kids-covenok.ru/170425.htm (дата обращения: 01.08.2022).
10. Богомолова Ю. В. Анализ рынка образовательных услуг как компонент стратегического планирования в управлении автономной дошкольной образовательной организацией // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 04–06 декабря 2019 г.) / под ред. Я. С. Иващенко. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. – С. 5–6.
11. Моисеев А. М. Программа развития: как разработать главный стратегический документ школы: практико-ориентированное научно-методическое пособие в вопросах и ответах для руководителей общеобразовательных организаций. – М.: Перспектива, 2016. – 340 с.
12. Программа развития и основная образовательная программа: Стратегия и тактика проектирования в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Р. Г. Чураковой. – М.: Академкнига, 2015. – 102 с.
13. Сериков С. Г., Богдан Н. В. Стратегическое планирование в образовательной организации // Вестник Южно-Уральского университета. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2014. – Т. 6, № 1. – С. 26–39.
14. Лазарев В. С., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М., 2013. – 47 с.
Информация об авторах
Богомолова Юлия Владимировна – заведующий высшей квалификационной категории, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 154», г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0060-2090, julka8@mail.ru
Марущак Евгения Борисовна – кандидат психологических наук, директор института дополнительного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-9280-592X, em1902@bk.ru