Анализ внешней и внутренней среды как составляющая стратегического планирования нового автономного дошкольного образовательного учреждения

DOI: 10.15293/1812-9463.2204.01

УДК 37.07

Богомолова Юлия Владимировна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 154», г. Новосибирск, Россия

Марущак Евгения Борисовна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

АннотацияВ статье рассмотрена сущность понятия «стратегическое планирование». Обозначены уровни реализации стратегического планирования отрасли образования. Сделан акцент на необходимости обстоятельного подхода к разработке содержания программы развития образовательного учреждения. Рассмотрен результат взаимодействия внешней среды с новым автономным дошкольным образовательным учреждением. На примере PEST-анализа и SWOT-анализа исследованы и проанализированы ключевые характеристики внешней и внутренней среды автономного дошкольного образовательного учреждения с целью определения потенциала развития, прогноза возможных рисков и определения вероятных возможностей для их предотвращения. Обозначены направления развития дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые словастратегическое планирование, автономное дошкольное образовательное учреждение, внешняя среда, внутренняя среда, развитие образовательной организации, PEST-анализ, SWOT-анализ.

Для цитированияБогомолова Ю. В., Марущак Е. Б. Анализ внешней и внутренней среды как составляющая стратегического планирования нового автономного дошкольного образовательного учреждения // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 4 (68). – С. 5–15. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2204.01

Список источников

1. Богомолова Ю. В., Марущак Е. Б. К вопросу стратегического планирования развития новой автономной дошкольной образовательной организации // Ученые записки ИУО РАО. – 2020. – № 3 (75). – С. 6–17.

2. Виханский О. С. Стратегическое управление. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 296 с.

3. Джой Е. С. Возможности формирования конкурентных преимуществ образовательного учреждения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2010. – № 2 (4). – С. 94–96.

4. Шерри Н. С., Симаева И. Н. Стратегия развития образования в регионе Российской Федерации: монография. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. – 32 с.

5. Шеметов П. В. Менеджмент: управление организационными системами: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2007. – 406 с.

6. Патрахина Т. Н. Стратегическое планирование в сфере образования: от теории к практике: монография. – Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2017. – 90 с.

7. Патрахина Т. Н. SWOT-анализ как инструмент планирования стратегии образовательной организации [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7, № 2 (27). – С. 151. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24104516 (дата обращения: 01.08.2022).

8. Рыжиков С. Н. Стратегическое управление профессиональной образовательной организацией. Методы и модели: учебное пособие: в 2 т. Т. 1. – М.: Русайнс, 2017. – 288 с.

9. Усынина Т. А. Использование методов PEST-анализа и SWOT-анализа для разработки стратегии развития дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в современных условиях [Электронный ресурс] // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 50. – URL: https://kids-covenok.ru/170425.htm (дата обращения: 01.08.2022).

10. Богомолова Ю. В. Анализ рынка образовательных услуг как компонент стратегического планирования в управлении автономной дошкольной образовательной организацией // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 04–06 декабря 2019 г.) / под ред. Я. С. Иващенко. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. – С. 5–6.

11. Моисеев А. М. Программа развития: как разработать главный стратегический документ школы: практико-ориентированное научно-методическое пособие в вопросах и ответах для руководителей общеобразовательных организаций. – М.: Перспектива, 2016. – 340 с.

12. Программа развития и основная образовательная программа: Стратегия и тактика проектирования в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Р. Г. Чураковой. – М.: Академкнига, 2015. – 102 с.

13. Сериков С. Г., Богдан Н. В. Стратегическое планирование в образовательной организации // Вестник Южно-Уральского университета. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2014. – Т. 6, № 1. – С. 26–39.

14. Лазарев В. С., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М., 2013. – 47 с.

Информация об авторах

Богомолова Юлия Владимировна – заведующий высшей квалификационной категории, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 154», г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0060-2090, julka8@mail.ru

Марущак Евгения Борисовна – кандидат психологических наук, директор института дополнительного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-9280-592X, em1902@bk.ru