Региональная модель непрерывного профессионального образования педагога Санкт-Петербурга

DOI: 10.15293/1812-9463.2204.04

УДК 37.018.46

Новицкая Виктория Александровна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, Россия

Архипова Анастасия Андреевна

Педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова, г. Санкт-Петербурга, Россия

АннотацияВ статье раскрываются подходы к созданию региональной модели непрерывного педагогического образования, выделяются факторы, влияющие на качество данного процесса, предлагается механика реализации процесса непрерывного педагогического образования от входа в систему подготовки педагога до постдипломного сопровождения специалиста. В тексте статьи описываются ключевые проекты, раскрывающие этапы процесса непрерывного педагогического образования. На примере Санкт-Петербурга показана специфика их реализации. Выделены способы выявления и поддержки педагогически одаренной молодежи, механизмы проектирования модульных практико-ориентированных программ, позволяющих наращивать и расширять педагогическую компетентность воспитателей и учителей, раскрыта технология постдипломного сопровождения педагога, ориентированная на сохранение педагогов в профессии. Сделаны выводы о важности создания педагогического кластера, позволяющего объединить ресурсы и возможности различных образовательных и управленческих структур региона для оптимизации процесса непрерывного профессионального образования педагога.

Ключевые словамодель непрерывного педагогического образования, профессионально-образовательные треки, педагогический кластер, постдипломное сопровождение молодого педагога.

Для цитированияНовицкая В. А., Архипова А. А. Региональная модель непрерывного профессионального образования педагога Санкт-Петербурга // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 4 (68). С. 37–46. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2204.04

Список источников

1. Адонин Р. Ф., Строкина С. П. Мониторинг качества образования как инструмент управления профессиональным развитием педагогических работников в системе непрерывного образования // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2022. – Т. 8, № S1. – С. 43–49.

2. Алашеев С. Ю., Кутейницына Т. Г., Посталюк Н. Ю., Прудникова В. А. Управленческая фокусировка региональной системы профессионального образования на потребности социально-экономического развития // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, № 10. – С. 44–77. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-10-44-77

3. Аниськина Н. Н., Мельник И. О. Непрерывное образование педагогических работников системы среднего профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2017. – № 3 (33). – С. 29–35.

4. Беленцов С. И., Ильина И. В. Повышение уровня профессионального мастерства в форматах непрерывного образования педагогических работников системы общего, дополнительного и профессионального образования // Наука, общество, культура: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире: монография. – Петрозаводск: Новая Наука, 2021. – С. 4–20.

5. Везетиу Е. В. Непрерывное образование как концептуальная основа современной парадигмы педагогического образования // Развитие высшего профессионального психолого-педагогического образования: тенденции и перспективы: монография. – Ялта, 2018. – С. 32–38.

6. Жидкова И. Е. Непрерывное образование учителей: российская и европейская модели // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2016. – № 1 (26). – С. 101–107.

7. Жудро М. М., Грибанова Ж. М. Методическое сопровождение непрерывного профессионального образования педагогических работников учреждений дошкольного образования // Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых: материалы V Международной научно-методической конференции (Минск, 23 октября 2020 г.). – Минск: Республиканский институт высшей школы, 2020. – С. 114–118.

8. Залялова А. Г. Региональная модель подготовки педагогических кадров в условиях образовательного кластера: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2010. – 24 с.

9. Колесник М. А. Непрерывное образование студентов педагогических специальностей в учреждениях высшего образования (УВО) с позиций причинно-системного подхода // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2020. – № 5 (122). – С. 27–31.

10. Колыхматов В. И. Развитие системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровизации образования // Человек и образование. – 2018. – № 4 (57). – С. 118–121.

11. Новицкая В. А., Архипова А. А. Модель интеграции молодых педагогов в профессию: от замысла к реализации // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2019. – Т. 14, № 2. – С. 15–25.

12. Новицкая В. А., Архипова А. А. Профессиональные события в региональной системе непрерывного педагогического образования молодого специалиста: первые итоги // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2020. – Т. 15, № 2. – С. 18–28. DOI: https://doi.org/10.21209/2658-7114-2020-15-2-18-28

13. Прохорова М. П., Ваганова О. И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7, № 1. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-4

14. Рогалева Е. В., Третьякова Л. Р. Региональная модель непрерывного образования педагогов предметной области «Технология» // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – № 4. – С. 548–554. DOI: https://doi.org/10.30853/ped210087

15. Тарасюк О. В., Краюхина О. Е. Опережающее образование – вектор развития системы непрерывного профессионально-педагогического образования // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы III Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 22 января 2020 г.). – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2020. – С. 134–138.

16. Федоров В. А., Кубрушко П. Ф., Дубицкий В. В., Феоктистов А. В. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, № 7. – С. 11–44. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-11-44

17. Цзян Е. А. Непрерывное педагогическое образование: проблемы реализации преемственности уровней образования (из опыта работы с молодыми специалистами) // Образовательные технологии. – 2021. – № 2. – С. 76–81.

18. Чуркина Н. И. Участие базовой кафедры в формировании регионального педагогического сообщества // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2016. – № 3 (12). – С. 108–111.

Информация об авторах

Новицкая Виктория Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики, директор института детства, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-2856-6124, novikaa75@mail.ru

Архипова Анастасия Андреевна – кандидат педагогических наук, преподаватель, Педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0553-3135, anastasia.arhipova@gmail.com