Организационно-методические условия развития естественно-научной грамотности будущих бакалавров начального образования

DOI: 10.15293/1812-9463.2204.05

УДК 378+372.016:5*40

Чернышова Ольга Николаевна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

Бродовская Зинаида Владимировна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

АннотацияВ статье рассматривается актуальная для педагогического вуза проблема подготовки студентов к формированию у младших школьников основ естественно-научной, в том числе экологической, грамотности. Решение данной проблемы предлагается начать с повышения естественно-научной грамотности самих студентов, поскольку тестирование показало, что ее уровень у первокурсников относительно невысок. Описан опыт организации теоретической подготовки будущих бакалавров начального образования в рамках дисциплин естественно-научного цикла. Обучение следует строить на корректной научной информации обо всех уровнях организации материи, использовать разные формы и методы: изучение природных объектов и их моделей в лабораторных условиях, экскурсии, самостоятельный поиск информации в различных источниках, ее критический анализ. Методическую подготовку рекомендуется проводить с опорой на имеющиеся опубликованные материалы по функциональной грамотности, изучение которых облегчает конструирование диагностических заданий, проведение модельных уроков на практических занятиях в вузе и подготовку к урокам с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на педагогической практике. Самостоятельные исследования при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ, написание статей, а также участие в конференциях, предметных олимпиадах и конкурсах способствуют развитию креативного мышления студентов. Большинство учащихся старших курсов демонстрируют более высокий уровень естественно-научной грамотности, чем в начале обучения в университете.

Ключевые словаестественно-научная грамотность, функциональная грамотность, экологическая грамотность, младшие школьники, студенты, бакалавры, педагогическое образование, начальное образование, обучение биологии, методика обучения, естествознание, научные знания.

Для цитированияЧернышова О. Н., Бродовская З. В. Организационно-методические условия развития естественно-научной грамотности будущих бакалавров начального образования // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 4 (68). – С. 47–65. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2204.05

текст

Список источников

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Икар, 2009. – 448 с.

2. Безрученко А. А. Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 2–4 декабря 2020 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – Ч. 1. – С. 29–31.

3. Бочкарь А. А. Использование методов научного познания младшими школьниками при изучении окружающего мира // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 2–4 декабря 2020 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – Ч. 1. – С. 55–57.

4. Бродовская З. В. Исследовательская работа студентов в области методики изучения «Окружающего мира» [Электронный ресурс] // ЦИТИСЭ. – 2017. – № 3 (12). – URL: https://ma123.ru/ru/2017/10/исследовательская-работа-студентов/ (дата обращения: 25.08.2022).

5. Бродовская З. В. Научно-исследовательская работа бакалавра педагогики по формированию у младших школьников универсальных учебных действий [Электронный ресурс] // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 3 (29). – С. 332–342. – URL: https://ma123.ru/wp-content/uploads/2021/09/Brodovskaya_CITISE_3-2021.pdf (дата обращения: 25.08.2022).

6. Вайгель А. В. Использование активных форм обучения на уроках окружающего мира // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 4–6 декабря 2019 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. – Ч. 1. – С. 56–59.

7. Горбачева Е. Д., Чернышова О. Н. Роль фитонцидных комнатных растений в оздоровлении и обучении младших школьников // Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов: материалы научно-практической конференции аспирантов и студентов факультета начальных классов. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. – С. 200–205.

8. Гузеев В. В., Новожилова Н. В., Рафаева А. В. [и др.] Консультации: метод проектов // Педагогические технологии. – 2007. – № 7. – С. 105–114.

9. Ердаков Л. Н. Непрерывное экологическое образование: монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. – 382 с.

10. Ердаков Л. Н., Чернышова О. Н. Методические подходы к изучению экологического материала в первом классе общеобразовательной школы // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 2. – С. 169–177.

11. Ердаков Л. Н., Чернышова О. Н. Задачи и вопросы по экологии для 5–8 классов. Ч. 1. Задачи. – Томск: Агрос, 2007. – 84 с.

12. Ковалева Г. С. На пути решения стратегических задач [Электронный ресурс] // Вестник образования России. – 2019. – № 14. – URL: http://new.vestniknews.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4244&Itemid=90 (дата обращения: 19.08.2022).

13. Ковалева Г. С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности [Электронный ресурс] // Вестник образования России. – 2019. – № 16. – С. 32–36. – URL: http://skiv.instrao.ru/content/board1/Ковалева%20Г.С.%20Что%20необходи мо%20знать%20каждому%20учителю%20о%20ФГ.pdf (дата обращения: 19.08.2022).

14. Кузнецова Ю. Ю., Бродовская З. В. Здоровый учитель – здоровые ученики // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы V Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. – С. 23–25.

15. Куприянова С. Г. Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы [Электронный ресурс] // Образование и воспитание. – 2021. – № 2 (33). – С. 33–35. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6177/ (дата обращения: 02.08.2022).

16. Никульников А. Н. Формирование профессиональной компетентности у студентов в процессе летней педагогической практики // Подготовка бакалавров педагогики к осуществлению образовательной деятельности в начальной школе: коллективная монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – С. 38–48.

17. Оценка по модели PISA динамика результатов 2019–2020 гг. [Электронный ресурс]. – URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/Динамика-результатов-2019-2020.pdf (дата обращения: 19.08.2022).

18. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов / под научной редакцией А. А. Леонтьева. – М.: Баласс: Изд. дом РАО, 2003. – 368 с.

19. Пентин А. Ю., Ковалева Г. С., Давыдова Е. И., Смирнова Е. С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. – 2018. – № 1. – С. 79–109.

20. Перминова Л. М. Естественно-научная грамотность: дидактический подход // Инновации в образовании. – 2017. – № 3. – С. 52–60.

21. Плотникова А. А. Роль учебника окружающего мира в формировании теоретического мышления младших школьников // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 2–4 декабря 2020 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – Ч. 1. – С. 283–285.

22. Райков Б. Е., Римский-Корсаков М. Н. Зоологические экскурсии [Электронный ресурс]. – 6-е изд, испр. и доп. – Л.: Учпедгиз. Ленинградское отделение, 1956. – 694 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/raykov_zoologicheskie-ekskursii_1956/ (дата обращения: 19.08.2022).

23. Телкова К. П. Формирование у младших школьников представлений о причинно-следственных связях в природе на занятиях по экологии // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 8–10 декабря 2021 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. – Ч. 1. – С. 284–285.

24. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. – М.: ВАКО, 2022. – 160 с.

25. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. – М.: Просвещение: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.

26. Формирование функциональной грамотности младших школьников [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/user/974601/page/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 19.08.2022).

27. Чернышова О. Н. Необходимость решения текстовых задач по ботанике в школе и вузе // Ботанические исследования в Азиатской России: материалы XI съезда Русского ботанического общества (Новосибирск – Барнаул, 18–22 августа 2003 г.). – Барнаул, 2003. – Т. 3. – С. 425–426.

28. Чернышова О. Н. Теоретические и методические аспекты подготовки студентов к экологическому образованию и руководству природоохранной деятельностью младших школьников // Подготовка бакалавров педагогики к осуществлению образовательной деятельности в начальной школе: коллективная монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – С. 87–96.

29. Чернышова О. Н. Эффективность экологического образования студентов в условиях дистанционного обучения // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 18–19 февраля 2021 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. – С. 41–44.

30. Яровая Е. А. Комплексный подход к формированию математической и естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы // Вестник педагогических инноваций. – 2021. – № 3 (63). – С. 35–53.

Информация об авторах

Чернышова Ольга Николаевна – кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-8107-7437, onik@ngs.ru

Бродовская Зинаида Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-7413-5288, zina3010@mail.ru