DOI: 10.15293/1812-9463.2204.08
УДК 004.932
Шульга Алексей Алексеевич
Сибирский университет потребительской кооперации;
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается развитие педагогической медиации как одного из наиболее эффективных социально-педагогических направлений разрешения конфликтов среди участников образовательных правоотношений, соответствующих принципам современной демократической школы. Определены основные задачи педагогической медиации, в числе которых обеспечение защиты прав педагогов, обучающихся и их родителей, создание условий для организации безопасного образовательного пространства, предоставления всем участникам образовательных правоотношений равных возможностей и защиты их интересов. Регулирование прав, обязанностей и ответственности участников образовательного процесса представлено в виде нормативного закрепления их правового статуса в образовательной организации с использованием технологий педагогической медиации. Обоснована важность освоения педагогом – специалистом службы примирения – технологий педагогической медиации, принятие им ценностей и принципов восстановительного подхода как фактора успешного разрешения широкого спектра конфликтных ситуаций в сфере образования. Рассмотрена структура медиативной деятельности педагога, в которой выделены конструктивно-моделирующий, организационный, коммуникативный, социально-правовой компоненты. Педагогическая медиация представлена в виде системы взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих социально-правовую защиту участников образовательных правоотношений. Установлено, что критерием эффективности медиативной деятельности педагога выступает уровень сформированности у него соответствующей готовности, выражающейся в направленности на реализацию охранно-защитной функции и включающей в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: мотивационный, когнитивный, процессуальный, творческий и аналитический.
Ключевые слова: образовательные правоотношения, педагогическая медиация, педагог-медиатор, участники образовательных правоотношений, педагогические медиативные технологии.
Для цитирования: Шульга А. А. Педагогическая медиация в теории и практике современного образования // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 4 (68). – С. 87–94. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2204.08
Список источников
1. Азарнова А. Н. Медиация: искусство примирять: технология посредничества в урегулировании конфликтов. – М.: Инфотропик Медиа, 2015. – 288 с.
2. Бандейкина Н. Н. Конфликты в бирюзовых организациях // Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Третьего Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов (Санкт-Петербург, 15–16 ноября 2019 г.). – СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2019. – С. 45–47.
3. Бывшенко А. С., Седых Т. В., Власова Н. В. Медиативная восстановительная технология «Круги сообщества» как инструмент профилактики конфликтного поведения в студенческом сообществе // Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX–XXI веках: опыт и перспективы: материалы международной научно-практической конференции (Красноярск, 26 ноября 2020 г.). – Красноярск: Изд-во СФУ, 2020. – C. 216–221.
4. Воспитанник И. В. Подготовка медиаторов в системе дополнительного профессионального образования – условие создания психологически безопасной образовательной среды // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 02 апреля 2018 г.) / под ред. И. В. Васютенковой. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2018. – С. 141–148.
5. Геранюшкина Г. П. Управление конфликтами и организация переговорного процесса: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. – 174 с.
6. Курочкина И. А., Шахматова О. Н. Педагогическая конфликтология. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2013. – 229 с.
7. Прайнис К., Стюарт Б., Уэйдж У. Круги примирения: от преступления к сообществу. – М., 2009. – 240 с.
8. Сатикова С. В. Опыт систематизации ошибок медиаторов // Конфликтология
XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Третьего Санкт-Петер-бургского международного конгресса конфликтологов (Санкт-Петербург, 15–16 ноября 2019 г.). – СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2019. – С. 335–337.
9. Смолянинова О. Г., Коршунова В. В., Андронникова О. О. Формирование медиативной компетентности участников образовательного пространства (на примере Сибирского федерального университета) // Перспективы науки и образования. – 2020. –
№ 5 (47). – С. 413–428.
10. Фесенко О. П., Колесникова С. В. Практикум по конфликтологии, или учимся разрешать конфликты (для студентов всех направлений подготовки). – М.: Флинта, 2014. – 128 с.
11. Шульга А. А. Социально-правовая защита детей: учебное пособие для академического бакалавриата. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 192 с.
12. Annis P. Should Mediator Take the Reins? Evaluative Interventions in Mandatory Mediation [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mediate.com/should-mediators-take-the-reins-evaluative-interventions-in-mandatory-mediations/ (дата обращения: 01.05.2022).
13. Chesca A., Sandle T., Babenko D., Azizov I. Ethical and Legal Aspects of Mediators in Conflicts Solution // Journal Plus Education. – 2015. – Vol. XII. – Pp. 14–19.
14. Hendry R. Mediation in Schools: Tapping the Potential // The International Journal of School Disaffection. – 2010. – № 1. – Pp. 26–34.
Информация об авторе
Шульга Алексей Алексеевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры трудового права и социального обеспечения, Сибирский университет потребительской кооперации; доцент кафедры педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-5994-7678, shulga.61@mail.ru