Формирование организационной культуры как условие управления персоналом в образовательной организации

УДК 37.0+316.6

DOI: 10.15293/1812-9463.2301.02

Ковешникова Елена Николаевна

Орловский государственный университет, Орел, Россия

Журавлева Наталья Николаевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
Новосибирск, Россия

Шанурина Ольга Вячеславовна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27», Новосибирск, Россия

АннотацияВ статье рассматривается проблема формирования организационной культуры. Профессия накладывает отпечаток на ценности, нравственные правила и особенности поведения работников. Культуру организации он проносит через всю свою жизнь, становясь носителем этой культуры. Современный руководитель должен владеть управленческими компетенциями, в том числе умениями использовать научные основы организационной культуры в управленческой деятельности. Теория организационной культуры широко используется в промышленных организациях, банках, офисах в западных странах. В настоящее время она распространяется в учреждениях России, в том числе внедряется в деятельность образовательных учреждений – вузов и школ. В статье раскрыта эффективность использования организационной культуры в управленческой деятельности образовательной организации, описывается технология создания организационной культуры.

Ключевые словамодернизация, управление, корпоративная культура, организационная культура, ценности, модель взаимоотношений, диагностика, анализ, управленческая технология.

Для цитированияКовешникова Е. Н., Журавлева Н. Н., Шанурина О. В. Формирование организационной культуры как условие управления персоналом в образовательной организации // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69).
С. 15–21. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2301.02

текст

Список источников

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагогˮ (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» [Электронный ресурс]. – URL: https://base-garant-ru.turbopages.org/base.garant.ru/s/7053556/ (дата обращения: 07.11.2022).

2. Ансофф И. Корпоративная стратегия. – М.: Юнайтед Пресс, 2009. – 272 с.

3. Глибоцкая Ю. Н., Давыдова Н. Н. Оценка и развитие корпоративной культуры образовательного учреждения интернатного типа // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2019. – № 2. – С. 3–10.

4. Гончарова Н. Е. Организационная культура: конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2017. – 352 с.

5. Жуковская А. И. Управленческая деятельность в практике школы и организационная культура // Наука и школа. – 2017. – № 5. – С. 45–52.

6. Колесников А. В. Корпоративная культура современных организаций: курс лекций. – М.: Альфа-Пресс, 2011. – 448 с.

7. Коргова М. А. Менеджмент. Управление организацией. – М.: Юрайт, 2019. – 198 с.

8. Лютенс Ф. Организационное поведение: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 692 с.

9. Макеев В. А., Султанова Т. А. Управление персоналом в образовательных системах // Молодой ученый. – 2020. – № 21 (311). – С. 673–676.

10. Маслов В. И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры: учебник. – М.: Финпресс, 2004. – 321 с.

11. Поташник М. М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 320 с.

12. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. – СПб.: Вильямс, 2005. – 297 с.

13. Темрюков Ю. Ю. Эффективность формирования и развития организационной культуры в системе внутришкольного управления // Наука и школа. – 2018. – № 4. – С. 25–26.

14. Ушаков К. М. Организационная культура: уровневая модель оценки // Директор школы. – 2019. – № 3. – С. 2–4.

15. Харисова Л. А. Инновационные процессы в общем образовании // Проблемы современного образования. – 2018. – № 1. – С. 82–87.

16. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство: Построение. Эволюция. Совершенствование. – СПб.: Питер, 2017. – 241 с.

Информация об авторах

Ковешникова Елена Николаевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры индустрии моды, Орловский государственный университет, Орел, Россия, https://orcid.org/0009-0003-4307-1896, rodoris@yandex.ru

Журавлева Наталья Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-4080-5343, 2nzhur@mail.ru

Шанурина Ольга Вячеславовна – директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 27», г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0006-0765-4842, oshanurina@inbox.ru

Поступила: 17.11.2022; одобрена после рецензирования: 19.02.2023; принята к публикации: 22.02.2023.