Федеральная образовательная программа дошкольного образования: аспекты управленческих проблем и решений

УДК 372

DOI: 10.15293/1812-9463.2302.03

Белоусова Римма Юрьевна

Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород, Россия

Новосёлова Антонина Николаевна

Нижегородский государственный исследовательский университет
им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия

Подоплелова Наталия Михайловна

Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород, Россия

Аннотация. В статье представлены основные результаты исследования научно-методического и содержательно-организационного обеспечения дополнительного профессионального образования руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций по вопросам реализации федеральной образовательной программы в контексте требований актуального законодательства, являющиеся педагогической инновацией для практики управления дошкольным образованием России. Авторами обозначены проблемы, выявленные в ходе анализа запросов и профессиональных затруднений руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций, проведенного кафедрой дошкольного образования в процессе реализации программ дополнительного профессионального образования руководителей дошкольных образовательных организаций в контексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с учетом Федерального закона 304-ФЗ и изменений в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В качестве инструмента использовались диагностические карты, представленные в методических рекомендациях Министерства просвещения РФ. Также отражены результаты деятельности кафедры дошкольного образования по организационно-методическому сопровождению практики разработки образовательных программ дошкольных образовательных организаций. В качестве методического сопровождения работы с детьми-инофонами предложена разработанная и апробированная на инновационных площадках Нижегородского региона дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Русский язык как родной». В статье представлены разработанные и внедряемые в практику детских садов Российской Федерации парциальные программы воспитания детей дошкольного возраста: парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» (опубликована издательством «Русское слово», размещена в федеральном реестре образовательных программ дошкольного образования в 2019 г.), парциальная программа патриотического воспитания детей 5–7 лет «Этих дней не смолкнет слава». Содержание программы направлено на развитие представлений детей о Российской армии, об исторических подвигах защитников Отечества и воспитание нравственно-патриотических чувств и качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Ключевые словафедеральный образовательный стандарт дошкольного образования, федеральная образовательная программа дошкольного образования, стратегия развития воспитания, дошкольная образовательная организация, профессиональные затруднения руководящих работников, практика разработки, организационно-методическое сопровождение, вопросы воспитания, парциальные программы.

Для цитированияБелоусова Р. Ю., Новосёлова А. Н., Подоплелова Н. М. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: аспекты управленческих проблем и решений // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 2 (70).
С. 23–35. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.03

Текст

Список источников

1. Батенова Ю. В. Психологическое содержание ФГОС для дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 405–407.

Белая К. Ю. Обновление образовательного процесса в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]. – URL: https://dou8.siteedu.ru/media/sub/691/documents/%D0%9E%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0_%D0%B2_%D0%94%D0%9E%D0%9E_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%9A.%D0%AE..pdf (дата обращения: 10.02.2023).

3. Бушинская Е. А. Современные подходы к дополнительному образованию детей дошкольного возраста в Российской Федерации // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 1. – С. 173–183. DOI: https://doi.org/10.26170/2079-8717_2022_01_20

4. Каратаева Н. А., Забоева М. А., Елизова Е. И. Педагогическая модель формирования этнокультурной идентичности детей старшего дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 1 (86). – С. 18–22.

5. Кроер Е. В. Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2019. – Т. 7, № 3. – С. 3–12.

6. Кириллов И. Л. ФГОС дошкольного образования в действии: главные достижения и основные трудности реализации [Электронный ресурс]: доклад на пленарном заседании межрегионального семинара «Реализация ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования». – URL: https://drive.google.com/file/d/1nGbm-cXAwLiafyMB6DeH08K2xrJNGdS/view (дата обращения: 10.02.2023).

7. Кроер Е. В. Мониторинговые исследования в области реализации ФГОС дошкольного образования: проблемные зоны, причины их возникновения и пути устранения // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – № 2 (38). – С. 139–148.

8. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России / под ред. И. В. Абанкиной, К. Н. Поливановой, И. Д. Фрумина. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – 344 с.

9. Белоусова Р. Ю., Новоселова А. Н., Подоплелова Н. М. Компетентностная модель руководителя дошкольной образовательной организации // Развитие науки и образования. – Чебоксары: Среда, 2018. – С. 223–236.

10. Новосёлова А. Н., Емелина Л. Б., Нуждина О. А. Русский язык как родной: дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. – 221 с.

11. Марущак Е. Б., Игнатенко О. Е. Родительский онлайн-университет как эффективная форма психолого-педагогического консультирования и просвещения // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 1 (69). – С. 85–93. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2301.10

12. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р. Ю. Белоусова, А. Н. Егорова, Ю. С. Калинкина. – М.: Русское слово – учебник, 2019. – 112 с.

13. Парциальная программа патриотического воспитания детей 5–7 лет «Этих дней не смолкнет слава» / Р. Ю. Белоусова, В. М. Перевезенцева, О. В. Сикачева. – М.: Сфера, 2022. – 112 с.

14. Плесовских Г. П. Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник дошкольного образования. – 2023. – № 13 (231), Ч. 6. – С. 92–93. – URL: https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/231-6.pdf (дата обращения: 10.02.2023).

15. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. – СПб.: Образовательные проекты; М.: Обруч, 2013. – 190 с.

16. Ямбаева М. Г. Патриотическое воспитание как важный элемент государственной политики // Нижегородское образование. – 2021 – № 2 – С. 37–44.

Информация об авторах

Белоусова Римма Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород, Россия, https://orcid.org/0009-0009-5984-3233, belousova_58@mail.ru

Новосёлова Антонина Николаевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры судебной экспертизы, Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского; доцент кафедры дошкольного образования, Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород, Россия, https://orcid.org/0000-0003-0867-9268, antonina40@yandex.ru

Подоплелова Наталия Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород, Россия, https://orcid.org/0009-0003-8566-7372, hohloma55@mail.ru

Вклад автороввсе авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 01.03.2023; одобрена после рецензирования: 28.05.2023; принята к публикации: 01.06.2023.