Методы оценки личностных результатов освоения основной образовательной программы как компонент саморазвития обучающихся

УДК 373.3/.5+373(571)

DOI: 10.15293/1812-9463.2302.04

Журавлева Наталья Николаевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Ярославцев Виктор Георгиевич

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, Россия

АннотацияВ системе образования России вновь повышается интерес к диагностике и оценке личностного развития ребенка. Причем подход, который предлагает современная система образования, отличается масштабностью и структурированностью. Учебным заведениям предложены новые федеральные государственные образовательные стандарты, в которых указывается, что оценка личностных результатов обучающихся должна проводиться в аспекте готовности и способности обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, развития ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, развития социальных компетенций и личностных качеств, а также основ гражданской идентичности. Требования к достижению личностных результатов в нормативных документах не подкреплены диагностическим инструментарием – диагностику образовательных результатов предлагается разрабатывать образовательным организациям самостоятельно, что не может не вызывать у них затруднений. Обозначенная проблема может решаться созданием диагностического аппарата для оценки педагогических условий личностно ориентированного образования в конкретной образовательной организации с учетом возрастных особенностей детей. В статье раскрыты методы оценки личностных результатов и особое внимание уделено методу картирования.

Ключевые словамодернизация, управление, качество образования, развитие, саморазвитие, мониторинг, личностные результаты, социальное взаимодействие, ценностно-ориентированный подход, оценка результатов, картирование.

Для цитированияЖуравлева Н. Н., Ярославцев В. Г. Методы оценки личностных результатов освоения основной образовательной программы как компонент саморазвития обучающихся // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 2 (70). С. 36–45. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.04

Текст

Список источников

1. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 539 с.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.

3. Болотов В. А., Вальдман И. А., Ковалёва Г. С., Пинская М. А. Российская система оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в Евразии. – 2013. – № 1. – С. 85–122.

4. Безукладников К. Э., Красноборова А. А., Крузе Б. А. Критериальное оценивание результатов образования. – 2-е изд. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2012. – 127 с.

5. Бородкина Н. В., Тихомирова О. В. Формирующее оценивание в школе: учебное пособие. – 2-е изд. – Ярославль: Изд-во ИРО, 2016. – 98 с.

6. Вавилина Н. Д., Скалабан И. А. Социальное картирование: метод исследования и инструмент развития территории. – Новосибирск: Сибпринт, 2015. – 301 с.

7. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Mеждународной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Реноме, 2014. –
С. 74–76.

8. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2006. – 135 с. – URL: http://lomonpansion.com/files/ustu280.pdf (дата обращения: 10.02.2023).

9. Галимуллин В. Ф. Формирующая оценка как базовый элемент учебного процесса школьной системы Великобритании // Наука и школа. – 2011. – № 4. – С. 42–44.

10. Котряхов Н. В., Жемчуева Н. С. Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий учащихся основной школы: проблемы, подходы, методы // Педагогический журнал. – 2022. – Т. 12, № 3-1. – С. 214–224.

11. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2013. – 420 с.

12. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: учебно-методическое пособие / под общ. ред. О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой. – СПб.: КАРО, 2015. – 160 с.

13. Организация и развитие психологической службы в аспекте ФГОС / авт.-сост. Н. В. Юркова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 110 с.

14. Прутченков А. С. Методические аспекты развития советов учащихся в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов // Школьные технологии. – 2016. – № 4.– С. 79–86.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

Информация об авторах

Журавлева Наталья Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-4080-5343, 2nzhur@mail.ru

Ярославцев Виктор Георгиевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-4501-1980, 220455@bk.ru

Вклад автороввсе авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 15.02.2023; одобрена после рецензирования: 13.05.2023; принята к публикации: 18.05.2023.