Анализ модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в Китайской Народной Республике

Научная статья

УДК 37.02+371.2

DOI: 10.15293/1812-9463.2303.03

 

Басалаева Елена Геннадьевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Шпильман Марина Владимировна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

 

АннотацияВ статье представлен анализ существующих моделей центров русского языка, в том числе открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, в Китайской Народной Республике. Изучение деятельности созданных в разное время центров русского языка в КНР выявило ряд проблем, требующих решения. К их числу можно отнести отсутствие информационного продвижения центров образования на русском языке в СМИ, несистемное финансирование проектов, осуществление деятельности центров преимущественно на базе образовательных организаций в КНР, отсутствие единого управляющего органа, контролирующего и координирующего деятельность центров, нехватка учителей-русистов, необходимость обновления методических материалов. Авторами намечены возможные пути решения проблем, направленные на повышение эффективности имеющихся и создаваемых центров русского языка в Китае, а также предложен проект модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в Китайской Народной Республике, включающий различные модули: нормативно-правовой, управленческий (кадровый), организационно-методический (образовательно-просветительский и собственно организационный), материально-технический, финансово-экономический, психолого-педагогический.

Ключевые слова: продвижение русского языка, обучение русскому языку, русский язык, центр открытого образования на русском языке, образовательная модель, Китайская Народная Республика, международное сотрудничество.

Для цитирования: Басалаева Е. Г., Шпильман М. В. Анализ модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в Китайской Народной Республике // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3 (71). С. 26–44. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2303.03

Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта «Проектирование модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Китайской Народной Республики: прикладное исследование», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания № 073-03-2023-027 от 27.01.2023.

текст

Список источников

1. Арефьев А. Л. Русский язык на рубеже XX–ХХI веков [Электронный ресурс]. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. – 450 с. – URL: https://bilingual-online.net/rjazr-na-rubezhe-vekov/ (дата обращения: 15.04.2023).

2. Артамонов В. Н., Байкова Ю. Г., Галушко Е. Ф., Захарова Е. В. Центр открытого образования на русском языке: опыт реализации проекта // Поволжский педагогический поиск. – 2021. – № 1 (35). – С. 22–27.

3. Артемьева П. А., Черноперов В. Л. Россотрудничество в продвижении русского языка и российской культуры на постсоветском пространстве в 2014–2016 гг.: результаты, проблемы, перспективы // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – № 4. – С. 5–15.

4. Барматина И. В., Варакута А. А., Марущак Е. Б. Модель взаимодействия педагогического вуза с базовыми школами в условиях вовлечения высшей школы в непрерывное развитие педагогических работников // Философия образования. – 2021. –
Т. 21, № 4. – С. 212–227. DOI: https://doi.org/10.15372/PHE20210410

5. Безродная А. Ю. Российский дом науки и культуры: деятельность, значимость, вклад [Электронный ресурс] // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2018. – № 11 (27). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-dom-nauki-i-kultury-deyatelnost-znachimost-vklad (дата обращения: 18.04.2023).

6. Еремина Е. В. Центры открытого образования как модель продвижения российского образования за рубежом: понятие, характеристика, внедрение // Вестник науки. – 2023. – № 3 (60). – С. 85–101.

7. Ефремова Л. И. О российско-китайском сотрудничестве в области образования // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. – 2017. – № 4. – С. 857–865.

8. Иванова И. С. Изучение русского языка в Китае (из опыта работы в Хайнаньском университете) [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Спецвыпуск № 13. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14655.htm (дата обращения: 10.04.2023).

9. Малеев А. А. Национальный язык как инструмент мягкой силы России // Политика и общество. – 2017. – № 3. – С. 143–148.

10. О Центрах русского языка, созданных с российским участием в КНР (Справка посольства РФ в Китае от 20.04.2023 г.).

11. Поздняков И. А. «Русская школа» в Китае: перспективная база для подготовки и адаптации иностранных абитуриентов к обучению в российских вузах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2017. – № 183. – С. 57–62.

12. Сборник информационных материалов по итогам проведения научно-методического семинара-совещания по выработке единых требований и критериев добровольной сертификации русских школ за рубежом [Электронный ресурс]. – М., 2013. – 92 с. – URL: http://files.drofa-ventana.ru/site/rossotrudnichestvo_2013-12-16.pdf (дата обращения: 12.04.2023).

13. Си Ч. Система подготовки преподавателей русского языка как иностранного в Китае [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3. – С. 15–28. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231013.htm (дата обращения: 10.04.2023).

14. Тенчурина Л. З., Ли С. Изучение и преподавание русского языка в Китае и на Тайване: прошлое и настоящее // Образование и наука. – 2016. – № 3 (132). – С. 177–197.

15. Цвык Г. И. Продвижение русского языка в КНР как инструмент культурной дипломатии Российской Федерации в 2001–2017 гг.: дис. … канд. ист. наук. – М., 2018. – 157 с.

16. Чжао С. Институт Конфуция и фонд «Русский мир» в контексте глобализации: сравнительный анализ // Общество: философия, история, культура. – 2020. – № 9 (77). – С. 143–148.

17. Яценко Е. Б. Анализ состояния и перспектив развития сотрудничества России и Китая в области образования в рамках государственных усилий и университетских инициатив [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 12. – URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24720 (дата обращения: 10.04.2023).

Информация об авторах

Басалаева Елена Геннадьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, http://orcid.org/0000-0003-2830-0294, ifmip_basalaevaeg@nspu.ru

Шпильман Марина Владимировна – кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и методики его преподавания, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3931-6515, s.m.v@mail.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 10.05.2023; одобрена после рецензирования: 28.07.2023; принята к публикации: 10.08.2023.