Развитие философско-методологических аспектов теоретической биологии при изучении дисциплины «Цитология» в педагогическом университете

Научная статья

УДК 378.4

DOI: 10.15293/1812-9463.2304.04

Сахаров Андрей Валентинович

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

Макеев Александр Александрович

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

Мишутина Ольга Валерьевна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

Лошенко Виталина Игоревна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

Пирогова Анна Сергеевна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

Арбузова Елена Николаевна

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

АннотацияВ статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием философско-методологических аспектов при преподавании дисциплины «Цитология» в Новосибирском государственном педагогическом университете. Последовательно раскрывается роль философии в изучении некоторых разделов данной дисциплины с позиции существующих представлений о фундаментальных законах теоретической биологии. В работе дается оценка содержательной части некоторых вопросов цитологии как науки. С позиции диалектики обсуждаются вопросы развития принципов целостности органического мира, структурно-функциональной организации живого и формата их взаимодействия в единой системе. С точки зрения философии затрагивается проблема происхождения клетки, процесса превращения неживого в живое. Высказывается мнение о том, что такой подход при обучении дисциплинам биологической науки в формате исследования противоречий, сравнения различных идей, теорий и гипотез существенно расширяет область познания мироздания и направлен на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов.

Ключевые слова: теоретическая биология, цитология, философские аспекты, жизнь, материя, идеи.

Для цитированияСахаров А. В., Макеев А. А., Мишутина О. В., Лошенко В. И., Пирогова А. С., Арбузова Е. Н. Развитие философско-методологических аспектов теоретической биологии при изучении дисциплины «Цитология» в педагогическом университете // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 4 (72). С. 50–58. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2304.04

текст

Список источников

1. Азизова И. Ю. Семантический подход к отбору учебного содержания по биологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2023. – № 208. – С. 71–77. DOI: https://doi.org//10.33910/1992-6464-2023-208-71-77

2. Арбузова Е. Н., Опарин Р. В., Сахаров А. В., Лошенко В. И. Модель единых фондов оценочных материалов для диагностики предметных и методических компетенций учителей // Биология в школе. – 2020. – № 4. – С. 24–35.

3. Маров М. Я. Астрономические и космохимические аспекты проблемы происхождения жизни // Астрономический журнал. – 2023. – Т. 100, № 8. – С. 655–683.

4. Мироненко Е. С. Инновации в образовании: понятие и подходы // Инновации в образовании. – 2022. – № 1. – С. 28–36.

5. Нагиев Г. Г. Философия биологии в истории познания мира // Актуальные проблемы ветеринарной медицины, зоотехнии, биотехнологии и экспертизы сырья и продуктов животного происхождения: сборник трудов 2-й Научно-практической конференции (Москва, 23 июня 2023 г.) / под общ. ред. С. В. Позябина, Л. А. Гнездиловой. – М.: Сельскохозяйственные технологии, 2023. – С. 547–548.

6. Пыхтина М. Б. Аполипопротеин AI-содержащие химерные полипептиды как система доставки терапевтических биомакромолекул: автореф. дис. … канд. биол. наук. – Новосибирск, 2022. – 23 с.

7. Сараева Д. В., Арбузова Е. Н. Формирование естественно-научной грамотности в биологическом образовании с помощью иммерсивных образовательных технологий // Вестник Башкирского государственного педагогического университета
им. М. Акмуллы. – 2022. – № 1-4 (62). – С. 54–57.

8. Хачатрян А. А. Философско-методологический анализ природы науки и структуры научного познания: монография. – Казань: Отечество, 2022. – 208 с.

9. Ченцов Ю. С. Введение в клеточную биологию: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Альянс, 2015. – 495 с.

10. Шестаков А. А., Стоцкая Т. Г., Мингулов Х. И. Проблема эмпирического и теоретического в контексте становления теоретической биологии // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. – 2014. – № 2. – С. 50–57.

11. Gilissen M. G. R., Knippels M.-C. P. J., Verhoeff R. P., Joolingen W. R. van. Teachers’ and Educators’ Perspectives on Systems Thinking and its Implementation in Dutch Biology Education // Journal of Biological Education. – 2020. – Vol. 54, Issue 5. – Pp. 485–496. DOI: https://doi.org//10.1080/00219266.2019.1609564

12. Preiner M., Asche S., Becker S., Betts H. C., Boniface A., Camprubi E., Chandru K. [etc.] The Future of Origin of Life Research: Bridging Decades-Old Divisions // Life. – 2020. – Vol. 10, Issue 3. – P. 20. DOI: https://doi.org//10.3390/life10030020

13. Sumatokhin S. V., Kalinova G. S. Biology Studies in Russian Schools // Journal of Subject Didactics. – 2016. – Vol. 1, Issue 2. – Pp. 127–132. DOI: https://doi.org//10.5281/zenodo.438179

14. Zukswert J. M., Barker M. K., McDonnell L. Identifying Troublesome Jargon in Biology: Discrepancies between Student Performance and Perceived Understanding // CBE – Life Sciences Education. – Vol. 18, Issue 1. DOI: https://doi.org//10.1187/cbe.17-07-0118

Информация об авторах

Сахаров Андрей Валентинович – доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой биологии и экологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-5076-2113, asakharov142@yandex.ru

Макеев Александр Александрович – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии, проректор по учебной работе, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0009-1636-1859, prorector_educat@nspu.ru

Мишутина Ольга Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-6124-6184, purus@mail.ru

Лошенко Виталина Игоревна – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-7137-2424, vitalina_loshenk@mail.ru

Пирогова Анна Сергеевна – аспирант кафедры биологии и экологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0002-8441-881X, a_s_pirogova@mail.ru

Арбузова Елена Николаевна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры адаптивной и физической культуры, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия, http://orcid.org/0000-0002-6060-3896, arbuzova-elena@mail.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 15.08.2023, одобрена после рецензирования: 18.10.2023, принята к публикации: 02.11.2023.