Научная статья
УДК 796.011.3
DOI: 10.15293/1812-9463.2304.09
Гребенникова Ирина Николаевна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Одинцова Марина Александровна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается необходимость дифференцированного подхода при построении занятий оздоровительной гимнастикой с обучающимися
5–9 классов с разным типом конституции. На основе технологии компьютерного зрения «CV-Тренер» и дополнительного обследования выявлено незначительное количество детей с мышечным типом телосложения как среди мальчиков, так и среди девочек. Показаны отличия в углах сгибания и разгибания в тазобедренных суставах девочек астеноидно-торакального и дигестивного типов при максимальной нагрузке на ключевые точки тела. Также отмечено, что сила воздействия на данные ключевые точки у представительниц дигестивного типа выше. Поэтому усредненный подход к проведению оздоровительной гимнастики не считаем целесообразным. В результате выделены теоретико-методические основы составления комплексов оздоровительной гимнастики с учетом возрастных периодов и типа конституции. Логика построения системы занятий оздоровительной гимнастикой должна исходить из общеорганизационных положений, подбора методов работы, самих упражнений, указания дозировки их выполнения.
Ключевые слова: методические положения оздоровительной гимнастики, дифференцированный подход, конституция, подростки, углы сгибания и разгибания, нагрузка на ключевые точки тела, логика построения комплекса упражнений.
Для цитирования: Гребенникова И. Н., Одинцова М. А. Методические аспекты составления комплексов оздоровительной гимнастики для обучающихся 5–9 классов на основе дифференцированного подхода // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 4 (72). С. 107–115. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2304.09
Финансирование. Выполнено в рамках проекта «Исследование и разработка методики занятий по оздоровительной физической культуре», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания № 073-03-2023-027 от 27.01.2023 г.
Список источников
1. Айвазова Е. С., Селиванов О. И. Основные рекомендации по организации оздоровительных тренировок // Тенденции развития науки и образования. – 2020.–
№ 62-12. – С. 5–7.
2. Антонова А. А. Динамика состояния опорно-двигательного аппарата у детей и подростков // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – Ч. 2, № 7. – С. 53–56.
3. Дорохов Р. Н. Основы и перспективы возрастного соматотипирования // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 9. – С. 10–12.
4. Зайцева В. В., Сонькин В. Д. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида // Физическая культура индивида. – 1994. – С. 21.
5. Зуйкова А. А. Методология и теоретические основы комплексного анализа адаптационных возможностей организма человека при стрессовых ситуациях различного генеза: дис. … д-ра мед. наук. – Воронеж, 2006. – 298 с.
6. Кончиц Н. С., Васильева Т. Н., Сокорев А. Н. Концептуальные предпосылки индивидуализации физического воспитания учащейся молодежи // Сибирский учитель. – 2019. – № 3 (124). – С. 24–27.
7. Намозова Т. Л. Оздоровительные программы по физической культуре и спорту. – СПб.: Унта, 2014. – 273 с.
8. Никитюк Б. А., Дарская С. С. Современное состояние учения о конституции детей и подростков // Оценка типов конституции у детей и подростков: сборник научных трудов. – М., 1975. – С. 13–29.
9. Никитюк Б. А., Козлов А. И. Новости спортивной и медицинской антропологии // Спортинформ. – 1990. – С. 121–141.
10. Рубанович В. Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков различных конституциональных типов в зависимости от двигательной активности: дис. … д-ра мед. наук. – Томск, 2004. – 338 с.
11. Семенова С. А. Методологические основы оздоровительной тренировки адаптационной направленности // Интеграция теории и практики в общем, дополнительном и профессиональном физкультурном образовании: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию факультета физической культуры (Москва, 23 декабря 2021 г.). – М.: Изд-во МГОУ, 2022. – С. 79–84.
12. Соколовская Л. В. Теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры // Здоровый образ жизни – в студенческую среду: сборник научных трудов. – Тюмень, 2005. – С. 76–78.
13. Третьякова Н. В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие. – М.: Спорт, 2016. – 137 с.
14. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие. – М.: Академия, 2018. – 480 с.
15. Чекалова Н. Г. Комплексная оценка здоровья школьников с разным состоянием костно-мышечной системы // Гигиена и санитария. – 2014. – № 4. – С. 66–69.
Информация об авторах
Гребенникова Ирина Николаевна – кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой теоретических основ физической культуры, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0002-7466-3651, i160463@yandex.ru
Одинцова Марина Александровна – кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой спортивных дисциплин, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0001-6097-7812, marya.ap@mail.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 14.08.2023, одобрена после рецензирования: 20.10.2023, принята к публикации: 02.11.2023.