Методические аспекты составления комплексов оздоровительной гимнастики для обучающихся 5–9 классов на основе дифференцированного подхода

Научная статья

УДК 796.011.3

DOI: 10.15293/1812-9463.2304.09

Гребенникова Ирина Николаевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Одинцова Марина Александровна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

АннотацияВ статье рассматривается необходимость дифференцированного подхода при построении занятий оздоровительной гимнастикой с обучающимися
5–9 классов с разным типом конституции. На основе технологии компьютерного зрения «CV-Тренер» и дополнительного обследования выявлено незначительное количество детей с мышечным типом телосложения как среди мальчиков, так и среди девочек. Показаны отличия в углах сгибания и разгибания в тазобедренных суставах девочек астеноидно-торакального и дигестивного типов при максимальной нагрузке на ключевые точки тела. Также отмечено, что сила воздействия на данные ключевые точки у представительниц дигестивного типа выше. Поэтому усредненный подход к проведению оздоровительной гимнастики не считаем целесообразным. В результате выделены теоретико-методические основы составления комплексов оздоровительной гимнастики с учетом возрастных периодов и типа конституции. Логика построения системы занятий оздоровительной гимнастикой должна исходить из общеорганизационных положений, подбора методов работы, самих упражнений, указания дозировки их выполнения.

Ключевые слова: методические положения оздоровительной гимнастики, дифференцированный подход, конституция, подростки, углы сгибания и разгибания, нагрузка на ключевые точки тела, логика построения комплекса упражнений.

Для цитирования: Гребенникова И. Н., Одинцова М. А. Методические аспекты составления комплексов оздоровительной гимнастики для обучающихся 5–9 классов на основе дифференцированного подхода // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 4 (72). С. 107–115. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2304.09

Финансирование. Выполнено в рамках проекта «Исследование и разработка методики занятий по оздоровительной физической культуре», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания № 073-03-2023-027 от 27.01.2023 г.

текст

Список источников

1. Айвазова Е. С., Селиванов О. И. Основные рекомендации по организации оздоровительных тренировок // Тенденции развития науки и образования. – 2020.–
№ 62-12. – С. 5–7.

2. Антонова А. А. Динамика состояния опорно-двигательного аппарата у детей и подростков // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – Ч. 2, № 7. – С. 53–56.

3. Дорохов Р. Н. Основы и перспективы возрастного соматотипирования // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 9. – С. 10–12.

4. Зайцева В. В., Сонькин В. Д. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида // Физическая культура индивида. – 1994. – С. 21.

5. Зуйкова А. А. Методология и теоретические основы комплексного анализа адаптационных возможностей организма человека при стрессовых ситуациях различного генеза: дис. … д-ра мед. наук. – Воронеж, 2006. – 298 с.

6. Кончиц Н. С., Васильева Т. Н., Сокорев А. Н. Концептуальные предпосылки индивидуализации физического воспитания учащейся молодежи // Сибирский учитель. – 2019. – № 3 (124). – С. 24–27.

7. Намозова Т. Л. Оздоровительные программы по физической культуре и спорту. – СПб.: Унта, 2014. – 273 с.

8. Никитюк Б. А., Дарская С. С. Современное состояние учения о конституции детей и подростков // Оценка типов конституции у детей и подростков: сборник научных трудов. – М., 1975. – С. 13–29.

9. Никитюк Б. А., Козлов А. И. Новости спортивной и медицинской антропологии // Спортинформ. – 1990. – С. 121–141.

10. Рубанович В. Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков различных конституциональных типов в зависимости от двигательной активности: дис. … д-ра мед. наук. – Томск, 2004. – 338 с.

11. Семенова С. А. Методологические основы оздоровительной тренировки адаптационной направленности // Интеграция теории и практики в общем, дополнительном и профессиональном физкультурном образовании: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию факультета физической культуры (Москва, 23 декабря 2021 г.). – М.: Изд-во МГОУ, 2022. – С. 79–84.

12. Соколовская Л. В. Теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры // Здоровый образ жизни – в студенческую среду: сборник научных трудов. – Тюмень, 2005. – С. 76–78.

13. Третьякова Н. В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие. – М.: Спорт, 2016. – 137 с.

14. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие. – М.: Академия, 2018. – 480 с.

15. Чекалова Н. Г. Комплексная оценка здоровья школьников с разным состоянием костно-мышечной системы // Гигиена и санитария. – 2014. – № 4. – С. 66–69.

Информация об авторах

Гребенникова Ирина Николаевна – кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой теоретических основ физической культуры, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0002-7466-3651, i160463@yandex.ru

Одинцова Марина Александровна – кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой спортивных дисциплин, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0001-6097-7812, marya.ap@mail.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 14.08.2023, одобрена после рецензирования: 20.10.2023, принята к публикации: 02.11.2023.