Научная статья
УДК 796+37.037
DOI: 10.15293/1812-9463.2403.10
Одинцова Марина Александровна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Ячменев Николай Владимирович
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Аннотация. Введение. В статье рассматривается инновационный подход к дозированию физической нагрузки с учетом функциональных возможностей подростков и его влияние на умственную работоспособность занимающихся. Цель исследования – выявление воздействия физической нагрузки, связанной с проявлением общей выносливости, на умственную работоспособность школьников среднего звена при различных условиях ее дозирования. Методология. В исследовании сравнивается воздействие нагрузки на общую выносливость без учета физических возможностей организма школьников 5–8 классов и в соответствии с их функциональной подготовленностью на показатели различных свойств внимания, смысловой памяти, логического мышления. Результаты. Полученные данные отражают процентное соотношение подростков с улучшением, ухудшением показателей умственной работоспособности, а также тех, у кого не было выявлено изменений с учетом индивидуального интеллектуального развития. Выявлено, что после дифференцированного подхода, в отличие от недифференцированного, большинство подростков улучшили показатели объема внимания, темпа выполнения интеллектуальных заданий при отсутствии истощения психической работоспособности, также у них увеличилось количество запомненных пар слов, уменьшилось количество ошибок при установлении смысловых отношений в суждениях. Выводы. Дифференцированный подход к дозированию физической нагрузки, в сравнении с недифференцированным, чаще способствует улучшению устойчивости и объема внимания, смысловой памяти и логического мышления подростков.
Ключевые слова: дифференцированный подход; дозирование нагрузки; урок физической культуры; школьники; умственная работоспособность.
Для цитирования: Одинцова М. А., Ячменев Н. В. Влияние дифференцированного подхода к дозированию физической нагрузки на показатели умственной работоспособности подростков // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 3 (75). –
С. 113–121. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2403.10
Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта «Оптимизация методики занятий по оздоровительной физической культуре», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания № 073-03-2023-027 от 27.01.2023 г.
Список источников
1. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагентство, 1994. – 68 с.
2. Бондаренко И. Н. Диагностика познавательных процессов школьников. – Ставрополь, 2013. – 123 с.
3. Гозак С. В., Елизарова Е. Т., Станкевич Т. В., Калиниченко И. А. Влияние организации физического воспитания школьников на их умственную работоспособность // Здоровье и окружающая среда. – 2011. – № 18. – С. 108–110.
4. Донцов Д. А., Ковалёв А. И., Климова О. А. Развитие психических познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте // Научные исследования и образование. – 2018. – № 3 (31). – С. 62–70.
5. Иовенко Е. Ю. Внимание как психологический ресурс // Молодой ученый. – 2012. – № 12 (47). – С. 409–412.
6. Карпман В. Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 207 с.
7. Кончиц Н. С., Васильева Т. Н. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 105 с.
8. Курганова Е. Н., Панина И. В. Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека [Электронный ресурс] // Наука 2020. – 2016. – № 4 (10). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskih-uprazhneniy-na-organizm-i-intellektualnye-sposobnosti-cheloveka (дата обращения: 02.04.2024).
9. Логутова Е. В. Диагностика познавательного развития: учебное пособие. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2021. – 142 с.
10. Никонова Н. С., Шлемова М. В., Чернышева И. В., Егорычева Е. В. Взаимосвязь между умственной работоспособностью подростков и занятиями физической культурой // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5. Ч. 3. – C. 456–457.
11. Пеняева С. М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-1. – С. 12–16.
12. Помозова Д. В. Влияние физкультразминки на физическое состояние учащихся начальных классов во время уроков // Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: материалы и доклады межрегиональной научно-практической конференции. – Армянск, 2023. – С. 65–69.
13. Реппель М. А., Черкашенко П. А. Влияние физической культуры на умственную деятельность [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. – 2023. – № 5. – URL: https://human.snauka.ru/2023/05/55419 (дата обращения: 02.04.2024).
14. Яковлев Б. П., Усаева Н. Р. Психическая нагрузка: здоровье и способности учащихся // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 1 – С. 27–32.
15. Ячменев Н. В., Рубанович В. В. Функциональные показатели кардиореспираторной системы и физическая работоспособность школьников 1–11 классов при разных формах организации уроков физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 101–104.
Информация об авторах
Одинцова Марина Александровна – кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой спортивных дисциплин, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0001-6097-7812, marya.ap@mail.ru
Ячменев Николай Владимирович – кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8107-7987, yachmenev1988@mail.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.