Научная статья
УДК 37.042
DOI: 10.15293/1812-9463.2403.01
Федорова Светлана Юрьевна
Государственный университет просвещения, г. Москва, Россия
Аннотация. Введение. Статья посвящена проблеме реализации Всероссийского комплекса ГТО («Готов к труду и обороне») 1-й ступени в системе физического воспитания детей 6–7 лет. Методология. Цель статьи – представить инновационную программу подготовки детей 6–7 лет к участию в тестировании по нормативам, представленным во Всероссийском комплексе ГТО («Готов к труду и обороне»)
1-й ступени, на кафедре дошкольного образования Государственного университета просвещения, разработанную на основе мониторинга результатов физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста в 18 регионах Российской Федерации, анализа практики и научных исследований по данной теме, опроса педагогов, обучающихся, родителей из 8 регионов Российской Федерации. Результаты. В исследовании были выявлены общие закономерности, заключающиеся к дискретности подготовительных физкультурно-спортивных мероприятий, отсутствие системности, стратегического планирования, централизованного мониторинга эффективности данного вида деятельности в системе физического воспитания детей 6–7 лет. Для последовательного и целенаправленного построения работы и взаимодействия субъектов образовательных отношений, интегрированных в систему подготовки к реализации Всероссийского комплекса ГТО («Готов к труду и обороне») 1-й ступени, в Государственном университете просвещения разработана Программа реализации Всероссийского комплекса ГТО («Готов к труду и обороне») 1-й ступени в системе физического воспитания детей 6–7 лет. Выводы. Инновационный эффект программы достигается за счет моделирования релевантных цели направлений организации подготовки к реализации Всероссийского комплекса ГТО («Готов к труду и обороне») 1-й ступени в системе физического воспитания детей 6–7 лет: научной и опытно-экспериментальной деятельности; инновационной деятельности на базе базовых кафедральных образовательных организаций дошкольного и начального звена основного общего образования; научно-методического сопровождения педагогов базовых кафедральных образовательных организаций; организации воспитательной и просветительской деятельности с обучающимися 6–7 лет; тьюторского сопровождения обучающихся по Программе реализации Всероссийского комплекса ГТО («Готов к труду и обороне») 1-й ступени в системе физического воспитания детей 6–7 лет; взаимодействия с социальными партнерами; просвещение и психолого-педагогическое сопровождение родителей.
Ключевые слова: физическая подготовленность; физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»; нормативы; инновации.
Для цитирования: Федорова С. Ю. Программа реализации Всероссийского комплекса ГТО («Готов к труду и обороне») 1-й ступени в системе физического воспитания детей 6–7 лет // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 3 (75). –
С. 5–15. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2403.01
Список источников
1. Бочкарева А. А., Правдов М. А. Анализ влияния подвижных игр на развитие выносливости у детей старшего дошкольного возраста // Инновационная спортивная наука – платформа будущего: сборник научных статей научно-практической конференции аспирантов, докторантов и исследователей. – Минск: Изд-во БГУФК, 2023. – С. 36–40.
2. Волошина Л. Н., Бусловская Л. К., Кормакова В. Н. Анализ результатов мониторинга двигательной активности и физического развития дошкольников // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11, № 4. – С. 137–143.
3. Година Е. З. Популяционные различия морфологических особенностей и физической подготовленности детей и молодежи: географический и социальный аспекты: грант / Российский фонд фундаментальных исследований; номер гранта (контракта): 07-06-00410. – 2007.
4. Гошкодерова Л. А. Современные проблемы внедрения комплекса ГТО в дошкольные образовательные учреждения и пути их решения // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: целевые ориентиры, технологии и инновации: материалы XX Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д. п. н., профессора В. Н. Зуева (Тюмень, 24–25 ноября 2022 г.). – Тюмень: Вектор-Бук, 2022. – С. 332–335.
5. Лубышева Л. И. Физическая культура личности в подготовке обучающихся к выполнению нормативов всероссийского комплекса ГТО // Физическая культура и здоровье молодежи: материалы XХ Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 16 февраля 2024 г.). – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2024. – С. 17–19.
6. Медведева Н. Н. Организационные аспекты подготовки продвижения комплекса ГТО в дошкольных образовательных организациях // Вестник науки. – 2023. – Т. 2, № 12 (69). – С. 1423–1428.
7. Петрова М. А., Парчиев М. А., Завалишина С. Ю., Правдов Д. М. Функциональные возможности организма юношей, сдавших нормы ГТО на серебряный знак отличия ВФСК ГТО // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2023. – № 1. – С. 5.
8. Правдов М. А., Федорова С. Ю. Концептуальные идеи модернизации системы физического воспитания дошкольников на основе интегрированного подхода // Шамовские педагогические чтения: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции (Москва, 22–25 января 2022 г.): в 2 ч. Ч. 2. – М.: Научная школа управления образовательными системами: Международная академия наук педагогического образования: «5 за знания», 2022. – С. 579–582.
9. Прищепа С. С. Организация физического развития детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии с ФОП дошкольного образования // Детский сад от А до Я. – 2024. – № 2 (128). – С. 15–21.
10. Соколова Ю. А., Гришина Т. С. Комплекс ГТО как основа физического развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Перспективы развития студенческого спорта и Олимпизма: сборник статей всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов (Воронеж, 26 апреля 2021 г.) / под ред. О. Н. Савинковой, А. В. Ежовой. – Воронеж: Ритм, 2021. –
С. 241–245.
11. Старовойтова Л. В. Организация спортивных групп как эффективная практика подготовки детей старшего дошкольного возраста к выполнению нормативов комплексов ГТО // Академическая публицистика. – 2021. – № 12-2. – С. 343–347.
12. Сухорутченко О. А. Популяризация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) у старших дошкольников // Развитие современного образования: от теории к практике: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 19 марта 2018 г.). – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. – С. 244–247.
13. Указ Президента РФ «О Всероссийском комплексе “Готов к труду и обороне (ГТО)”» от 24.03.2014 № 172 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gto.ru/files/uploads/documents/56ea78e5e5b19.pdf (дата обращения: 19.04.2024).
14. Федорова С. Ю. Физическое развитие и обучение детей седьмого года жизни // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 10. – С. 56–62.
15. Шелудько Е. С., Якименко Л. Н. Значимость внедрения комплекса ГТО в дошкольных учреждениях // Актуальные вопросы дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта: материалы всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 15 ноября 2023 г.). – Краснодар: Изд-во КГУФКСТ, 2023. – С. 325–327.
16. Шестакова Г. В., Черкасов В. В. Оценка физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста на основе выполнения норм комплекса ГТО // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 6 (196). – С. 373–377.
17. Щепелев А. А., Каравацкая Н. А., Владимиров О. В., Акопджанян А. А. Инновационные подходы к организации занятий по физическому развитию в системе дошкольного образования // Шамовские чтения: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции (Москва, 25 января 2024 г.): в 2 т. Т. 2. – М.: Научная школа управления образовательными системами, 2024. – С. 612–616.
18. Яненко В. В., Яворская Е. Е. Комплекс «ГТО»: аспекты внедрения в системе общего образования // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы ХХI Всероссийской научно-практической конференции (Хабаровск, 24 ноября 2017 г.) / под ред. Е. А. Ветошкиной. – Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2017. – С. 432–437.