Научная статья
УДК 378
DOI: 10.15293/1812-9463.2403.03
Седов Сергей Алексеевич
Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. Введение. Одним из важных обновлений трудовых функций педагога профессионального обучения в профессиональном стандарте 2024 г. стало включение описаний, связанных с реализацией рабочей программы воспитания, в том числе на основе проектной деятельности обучающихся. Данные проведенного автором исследования указывают на то, что у большинства действующих педагогов профессионального обучения имеются образовательные дефициты, которые затрудняют реализацию рабочей программы воспитания, в том числе на основе проектной деятельности обучающихся. Будущие педагоги из числа студентов старших курсов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) также не готовы к подобной работе. Цель исследования – теоретическое описание модели подготовки педагога профессионального обучения к реализации рабочей программы воспитания на основе проектной деятельности обучающихся. Методология. Содержательный и формализованный подходы положены в основу методологической предпосылки модели; сущностный и феноменологический подходы использованы для выделения требований и процедур реализации описанной модели; проектная деятельность обучающихся строится на технологии современного проектного обучения (Г. К. Селевко), занятия рассмотрены через структуру современного урока (М. И. Махмутов), таксономию педагогических целей (Б. С. Блум), апробированные авторские методики включены в контекст предлагаемой модели. Методы исследования: теоретический анализ и синтез, моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта. Результаты. Описана модель подготовки педагога профессионального обучения к реализации рабочей программы воспитания на основе проектной деятельности обучающихся. Модель основана на обновлении технологии современного проектного обучения в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы среднего профессионального образования обучающимися и в соответствии с инвариантными целевыми ориентирами, указанными в примерной рабочей программе воспитания. Выводы. Технология современного проектного обучения обоснована как перспективная технология для подготовки педагога профессионального обучения к реализации рабочей программы воспитания на основе проектной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: высшее профессионально-педагогическое образование; профессиональный стандарт педагога; трудовые функции педагога; рабочая программа воспитания; целевые ориентиры воспитания; технология проектного обучения; проектная деятельность обучающихся.
Для цитирования: Седов С. А. Модель подготовки педагога профессионального обучения к реализации рабочей программы воспитания на основе проектной деятельности обучающихся // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 3 (75). –
С. 27–38. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2403.03
Список источников
1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]: Проект Приказа Минтруда России (по состоянию на 11.03.2024). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851/401bbde2fe2d741ca5e80561f69a2e8e7b7d3440/ (дата обращения: 15.03.2024).
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 124 (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293565/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 15.03.2024).
3. Махмутов М. И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1981. – 192 с.
4. Anderson L. W., Krathwohl D. R., Airasian P. W. et al. A taxonomy for learning, teaching, and assessing: A revision of Bloom’s taxonomy of educational objectives. – New York: Longman, 2001.
5. Зеер Э. Ф., Уткина С. Н. Проективная дидактика. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2017. – 131 с.
6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. – 816 с.
7. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования: учебно-методическое пособие. – М.: Либроком, 2014. – 270 с.
8. Седов С. А. Организация урока технологии в современных условиях // Школа и производство. – 2017. – № 4. – С. 3–9.
9. Седов С. А. Реализация технологии современного проектного обучения: методический аспект // Школа и производство. – 2020. – № 7. – С. 3–11. DOI: https://doi.org/10.47639/0037-4024_2020_7_3
10. Седов С. А. Реализация технологии современного проектного обучения: оценка достижения планируемых образовательных результатов // Школа и производство. – 2020. – № 8. – С. 3–8. DOI: https://doi.org/10.47639/0037-4024_2020_8_3
11. Sedov S. A. Modern lessonsʼ construction based on the taxonomy of pedagogical objectives and the multiple intelligences theory // The International Journal of Educational Management. – 2019. – Vol. 33, Issue 2. – Pp. 252–264. DOI: https://doi.org/10.1108/IJEM-01-2018-0029
12. Новиков А. М. Методы учебного проектирования // Специалист. – 2010. –
№ 3. – С. 2–4.
13. Gardner H. Intelligences Reframed: Multiple Intelligences for the 21st Century. New York: Basic Books, 1999.
14. Илюшин Л. С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся // Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ. – СПб.: Бизнес-пресса, 2006. – С. 99–109.
15. Примерная рабочая программа воспитания для профессиональных образовательных организаций, реализующих программы СПО [Электронный ресурс]. – URL: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/spo/programma-vospitaniya/ (дата обращения: 15.03.2024).
16. Биленко П. Н., Блинов В. И., Дулинов М. В. и др.. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография. – М.: Изд-во МГПУ, 2020. – 112 с.
17. Альтшуллер Г. С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач / отв. ред. А. К. Дюнин. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. – 225 с.
18. Noriaki K., Nobuhiko S., Fumio T., Shin-ichi T. Attractive Quality and Must-Be Quality // Journal of The Japanese Society for Quality Control. – 1984. – Vol. 14, Issue 2. – Pp. 147–156. DOI: https://doi.org/10.20684/quality.14.2_147
19. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970/ (дата обращения: 15.03.2024).
Информация об авторе
Седов Сергей Алексеевич – кандидат педагогических наук, доцент, доцент инженерно-технологического отделения, Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия, https://orcid.org./0000-0001-8543-7508, SASedov@kpfu.ru