Организация работы школьного физического кабинета в рамках научно-исследовательской практики будущих учителей физики

Научная статья

УДК 378.14

DOI: 10.15293/1812-9463.2403.08

 

Антонова Надежда Анатольевна

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия

Цилицкий Виталий Сергеевич

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия

 

АннотацияВведение. Авторами исследуется проблема профессиональной подготовки будущего учителя физики. Организация научно-исследовательской подготовки будущего учителя физики требует учитывать особенности методической работы в школьном кабинете физики. Методология. В исследовании отражены методико-технологические основы научно-исследовательской подготовки будущих учителей физики в рамках организации и функционирования школьного физического кабинета в образовательной организации. В статье представлена сущностная характеристика научно-исследовательской подготовки будущих учителей физики (направление 44.04.01 Педагогическое образование, программа «Физика. Математика») в рамках дисциплины «Школьный физический кабинет». Результаты. Описана серия научно-исследовательских заданий для студентов, выполняемых при работе со школьным кабинетом физики в процессе их научно-исследовательской деятельности. Выделены критерии оценивания кабинета физики и трудности, с которыми сталкиваются студенты-практиканты. Выводы. Разработанная совокупность дидактических материалов и апробированная организация курса по дисциплине «Школьный физический кабинет» способствуют формированию профессиональных компетенций будущих учителей физики.

Ключевые слова: будущие учителя; профессиональная деятельность; школьный кабинет; физический кабинет; физическое оборудование; научно-исследовательская деятельность.

Для цитирования: Антонова Н. А., Цилицкий В. С. Организация работы школьного физического кабинета в рамках научно-исследовательской практики будущих учителей физики // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 3 (75). – С. 93–103. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2403.08

ФинансированиеРабота выполнена при поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева» по теме «Педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности будущих учителей физики в процессе методической подготовки» / № МК-13-2024 от 31.05.2024 г.

 

Список источников

1. Амбарова П. А., Шаброва Н. В., Кеммет Е. В., Михайлова А. Н. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32, № 7. – С. 96–116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116

2. Безусова Т. А., Рихтер Т. В. Влияние использования модели организации научно-исследовательской работы на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 92–110. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2202.05

3. Беспаль И. И. Подготовка будущего учителя физики к профессиональной деятельности в качестве заведующего кабинетом физики // Школа будущего. – 2019. – № 5. – С. 170–175.

4. Восканян А. Г., Пушкарева Ю. А., Смирнов А. В., Смирнов С. А. Оценка образовательной среды кабинета физики // Физика в школе. – 2013. – № 3. – С. 63–70.

5. Дзаурова А. В. Энциклопедия кабинета физики // Физика в школе. – 2012. – № 6. – С. 63.

6. Казакова Е. Л., Мошкина Е. В., Сергеева О. В. Организация научно-исследовательской работы при преподавании физики на младших курсах // Инженерное образование. – 2022. – № 32. – С. 33–42. DOI: https://doi.org/10.54835/18102883_2022_32_3

7. Костин А. К., Доржеева А. А. Формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих осуществление студентами научно-исследовательской деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2023. – Т. 11, № 1. – С. 36–40. DOI: https://doi.org/10.12737/1998-1740-2023-11-1-36-40

8. Лыжин А. И., Коновалов А. А. Научный workshop как инновационная форма вовлечения студентов в исследовательскую деятельность // Проблемы современного образования. – 2021. – № 6. – С. 248–257. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2021-6-248-256

9. Пунчик В. Н., Борисевич А. Р., Сущевич О. В. Школьный кабинет от «А» до «Я». – Минск: Красико-Принт, 2010. – 176 с.

10. Смирнов А. В., Пушкарева Ю. А. Особенности современной образовательной среды школьного кабинета физики // Школа будущего. – 2017. – № 5. – С. 108–110.

11. Смирнов А. В., Смирнов С. А., Степанов С. В. Оборудование школьного физического кабинета: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Изд-во МПГУ, 2015. – 244 с.

12. Степанова М. Н., Кузнецова Н. В. Роль кафедры в вовлечении обучающихся в научно-исследовательскую деятельность // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – Т. 10, № 3 (36). – С. 91–96. DOI: https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1003-0021

13. Фоминых С. О. Некоторые аспекты организации научно-исследовательской деятельности будущих учителей физики // Вестник Марийского государственного университета. – 2023. – Т. 17, № 2 (50). – С. 228–234. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-2-228-234

14. Хашхожева Д. А., Паритов А. Ю., Гелястанова М. Т., Махотлова З. А., Суншева Б. М., Аккизов А. Ю. Вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу и ее перспективы как элемента самостоятельной работы студента-магистранта [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26488 (дата обращения: 27.04.2024).

15. Шаброва Н. В., Амбарова П. А. Публикационная активность студентов российских вузов // Образование и наука. – 2023. – Т. 25, № 9. – С. 171–196. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-171-196

 

Информация об авторах

Антонова Надежда Анатольевна – преподаватель кафедры физики и методики обучения физике, специалист управления научной работы, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3823-270X, in-nadya@mail.ru

Цилицкий Виталий Сергеевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, начальник управления научной работы, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8113-8145, cilickiivs@cspu.ru

 

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.