Возможности развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами искусства в условиях инклюзивного образования

УДК 37.04+373.2+159.9

doi: 10.15293/1812-9463.2201.08

Ряписова Алевтина Геннадьевна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, algen_60@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3730-8706

Александрова Марина Владимировна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, alexmarina89@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1331-7229

АннотацияВ статье представлены основные результаты научно-исследовательской работы, посвященной описанию деятельности педагога-психолога инклюзивной дошкольной образовательной организации. Сочетание научно-теоретического обоснования и эмпирического исследования позволили раскрыть ресурсы различных видов искусства для формирования коммуникативных навыков у дошкольников в условиях инклюзивной практики. Охарактеризованы психолого-педагогические возможности применения полихудожественного подхода, ресурсов арт-терапии и других методов и приемов. Представлены результаты диагностического исследования уровней сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности, в которой у половины дошкольников имеются тяжелые нарушения речи. Предложен проект деятельности педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков у детей средствами искусства в условиях инклюзивного образования, включающий описание тематического содержания, форм и методов работы. В ходе исследования обосновано, что педагог-психолог сможет успешно осуществлять работу по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников (в том числе – с нарушениями речи), если в дошкольной образовательной организации созданы условия подлинной инклюзии, реализуется командное сотрудничество специалистов и корректно используется развивающий потенциал разных видов искусства.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, тяжелые нарушения речи, коммуникативные навыки, полихудожественный подход, методы арт-терапии, командное сотрудничество, педагог-психолог.

Для цитирования: Ряписова А. Г., Александрова М. В. Возможности развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами искусства в условиях инклюзивного образования // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 1 (65). С. 7482.

текст

Список источников

1. Авдонина Э. Арт-терапия как средство коррекции речи детей дошкольного возраста // Scientific progress. – 2021. – Т. 2, Вып. 2. – С. 378–382.

2. Анпилогова Г. А., Дорожкина О. А. Формирование коммуникативных навыков дошкольников средствами искусства // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 2-10. – С. 14–20.

3. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Медведевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. − 274 с.

4. Безлатная Н. И. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность в детском саду // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2017. – № 1. – С. 85–87.

5. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / под ред. Б. П. Юсова. – Луганск, 1999. – 180 с.

6. Галянт И. Г. Арт-терапия как новая философия инклюзивного дошкольного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 5. – С. 50–60.

7. Гениберг И. А. Полихудожественный подход как основа работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (из опыта работы воспитателя) // Педагогика современности. – 2017. – Вып. 2. URL: https://s.siteapi.org/e8b7766e0f729d6/docs/b4a78244b6c88f18cca5c4447d5454992c9b5d25.pdf (дата обращения: 17.01.2022).

8. Домбровская Т. В. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста посредством арт-терапии // Актуальные направления социально-психологических исследований личности в онтогенезе: сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции / под общей редакцией Л. А. Григорович. – М., Издательство: Московский государственный областной университет, 2019. – С. 42–47.

9. Дорошенко С. Н. Использование возможностей изобразительного искусства в инклюзивном образовании // Современные формы, методы и технологии в педагогике и психологии: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 30–36.

10. Когут А. А. Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития коммуникативной компетенции старших дошкольников // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 7 (97). – С. 28–31. doi: 10.23670/IRJ.2020.97.7.072

11. Ряписова А. Г. Развитие и воспитание детей с особыми образовательными потребностями средствами искусства // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 45–51.

12. Савенкова Л. Г. Полихудожественное образование как условие введения ребенка в культуру // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 1 (87). – С. 156–163.

13. Самолдина К. А., Маркова Е. П. Полихудожественный подход к воспитанию детей дошкольного возраста – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2019. – 132 с.

14. Хворостова В. В., Широких О. Б. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования // Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования: материалы ХХVI Рязанских педагогических чтений / под общ. ред. Л. А. Байковой, Н. В. Мартишиной. – Рязань: Издательство: Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 2019. – С. 221–224.

15. Юсов Б. П. и др. Виды искусств и их взаимодействие: пособие для учителя. – М.: ИХО РАО, 2001. – 28 с.

Информация об авторах

Ряписова А. Г. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, руководитель научно-образовательного центра «Инклюзивное образование», г. Новосибирск, e-mail: iesen-kpp@nspu.ru, orcid: https://orcid.org/0000-0003-3730-8706

Александрова М. В. – магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск e-mail: alexmarina89@mail.ru, orcid: https://orcid.org/0000-0003-1331-7229