Диагностика уровня сформированности структурных компонентов продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста

Научная статья

УДК 373.3

Doi: 10.15293/1812-9463.2201.12

Неясова Ирина Александровна

Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева,
г. Саранск, Россия

Серикова Лариса Александровна

Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева,
г. Саранск, Россия

Горшенина Светлана Николаевна

Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева,
г. Саранск, Россия

Буянова Ирина Борисовна

Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева,
г. Саранск, Россия

Аннотация. Целью данного исследования явилось выявление исходного уровня сформированности структурных компонентов (мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного) продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста. Содержательно продуктивный опыт детей младшего школьного возраста выражается в ценностном отношении к продуктивной деятельности, в проявлении интереса к различным видам продуктивной деятельности, знании видов материалов, их свойств и особенностей их практического применения, умении качественно выполнять элементарные операции и приемы по изготовлению несложных изделий, проявлении творческой активности, умении оценивать результат и личный вклад в выполненное задание.

В ходе исследования были выделены группы младших школьников с высоким, среднем и низким уровнем сформированности структурных компонентов продуктивного опыта. Результаты исследования свидетельствуют, что достаточно большую группу составляют младшие школьники, имеющие низкие показатели когнитивного компонента, слабую степень проявления интереса к продуктивной деятельности, несамостоятельности в выполнении предложенных заданий; неустойчивость волевых устремлений; проявляющие значительные трудности в ориентировке задания, в выборе цели предстоящей деятельности, не умеющие планировать последовательность своих действий.

Ключевые слова: продуктивный опыт, продуктивная деятельность, деятельность, младший школьник, диагностика, критерии сформированности продуктивного опыта, когнитивный компонент, мотивационный компонент, рефлексивный компонент, деятельностный компонент.

Для цитирования: Неясова И. А., Серикова Л. А., Горшенина С. Н., Буянова И. Б. Диагностика уровня сформированности структурных компонентов продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 96103. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2201.12

Финансирование: Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Eвсевьева» по теме: «Формирование продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании»

текст

Список источников

1. Андреева Ю. В. Становление представлений о продуктивном мышлении // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 3. – № 10. – С. 147–151.

2. Аттокурова Ч. А. Продуктивные и креативные задания развивают логическое мышление младшего школьника // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. – 2019. – № 5. – Т. 1. – С. 25–29.

3. Бегиева Б. М., Кабжихов А. А. Особенности творческой деятельности детей в начальных классах // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 27 (11). – С. 13–15.

4. Ботирова Н. Д. Развитию продуктивного мышления младших школьников // Гуманитарный трактат. – 2019. – № 61. – С. 4–6.

5. Гетманская Е. В. Продуктивное мышление: психологические механизмы и характеристики: монография. – Москва: Флинта, 2010. – 217 с.

6. Елькина О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития: монография. – Москва: Флинта. – 2017 – 146 с.

7. Ковалева Е. А. Продуктивно-творческая деятельность как средство формирования познавательной сферы младших школьников // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Педагогические науки. – 2017. – № 7. – С. 25–29.

8. Козлова Н. А, Вертякова Э. Ф., Фортыгина С. Н. Продуктивная деятельность как средство формирования познавательной активности младших школьников // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10 (176). – С. 170–173.

9. Леонович Е. Н., Суворова К. Д. Условия формирования продуктивной деятельности учащихся // Известия института педагогики и психологии образования. – 2020. –
№ 2. – С. 35–39.

10. Михайленко Т. М. Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего школьника // Школьная педагогика. – 2018.– № 1 (11). – С. 32–40

11. Неясова И. А., Соколова Ю. Н. Особенности формирования опыта творческой деятельности у младших школьников в условиях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. – № 4 (32). – С. 45–51.

12. Пластинина Ю. Л. Продуктивная учебная деятельность в образовательном пространстве // Вестник науки ТГУ. – 2012. – № 1. – С. 240–242.

13. Рассохина В. С. Формирование продуктивного опыта младших школьников. – [Электронный ресурс] // Rusnauka.com. – URL:http://www.rusnauka.com/20_DNI_2013/Pedagogica/0_139608.doc.htm (дата обращения: 22.01.2022)

14. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития. – Ярославль, 1996. – 192 с.

15. Спиренкова Н. Г., Приходченко Т. Н., Буянова И. Б. Детство в аспекте реализации социокультурных практик в провинциальном социуме / // Гуманитарные науки и образование. – 2021. – Т. 12. – № 4. – С. 100–106.

16. Щербакова И. В., Николаева С. И. Использование вопроса в деятельности педагога и младшего школьника с целью формирования продуктивного опыта в условиях модернизации образования. – [Электронный ресурс] // Продленка: образовательный портал. – URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/90935-ispolzovanie-voprosa-v-dejatelnosti-pedagoga (дата обращения: 23.01.2022)

Информация об авторах

Неясова Ирина Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия, ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1125-1345, E-mail: 25909101@mail.ru

Серикова Лариса Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8235-4408, E-mail: larisaserikova1@yandex.ru

Горшенина Светлана Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия, ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3922-3178, E-mail: sngorshenina@yandex.ru

Буянова Ирина Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия, ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4189-6160, E-mail: ibbuyanova@yandex.ru