Интеграция психолого-педагогической и специальной подготовки педагога-хореографа в образовательном процессе педагогического вуза

DOI: 10.15293/1812-9463.2204.06

УДК 378+793.3

Меренюкова Анастасия Михайловна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

АннотацияВ статье рассматривается проблема интеграции и адаптации дисциплин психолого-педагогического и предметного блоков в процессе подготовки педагога-хореографа в педагогическом вузе. Уточнено понятие «интеграция» в контексте данной проблемы. Теоретически обоснована важность наличия психолого-педагогической подготовки педагога-хореографа в равной степени со специальной подготовкой как единого образовательного процесса в педагогическом вузе. Дана характеристика этих двух направлений подготовки и аргументирована необходимость их междисциплинарной связи. В результате научно-теоретического анализа сделан вывод о том, что образовательный процесс в педагогическом вузе и в современных социальных условиях не может ограничиваться заимствованием культурологической составляющей у вузов культуры и искусства, а педагогическая составляющая оставаться идентичной педагогам нетворческой направленности, следовательно, актуальна детальная проработка методической части вопроса интеграции психолого-педагогической и специальной подготовки по отношению к педагогу по хореографии. При этом отмечается, что интеграция в образовательном процессе педагога-хореографа в педагогическом вузе – это процесс, результатом которого является способность специалиста адаптировать и применять средства и методы общей педагогики и психологии в практической хореографической деятельности.

Ключевые словаинтеграция, педагог-хореограф, психолого-педагогическая подготовка, специальная подготовка, педагогический вуз, междисциплинарная связь, интегрированный модуль.

Для цитированияМеренюкова А. М. Интеграция психолого-педагогической
и специальной подготовки педагога-хореографа в образовательном процессе педагогического вуза // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 4 (68). – С. 66–76. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2204.06

Список источников

1. Андриенко Е. В. Профессиональная подготовка педагогов к воспитательной работе в контексте влияния социокультурных факторов // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 6. – С. 7–12.

2. Архипенко М. А. Педагогическая интеграция как фактор повышения конкурентоспособности будущего специалиста в условиях обучения в высшей школе (на примере дисциплины «Иностранный язык»): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Елец, 2007. – 25 с.

3. Архипова М. Л., Шевердяева Е. И. Влияние занятий хореографии на эмоциональную и когнитивную сферы личности ребенка // От фольклора до сценических видов танца. Педагогические аспекты образовательного процесса: сборник материалов III Научно-практической конференции (к 75-летию Народного артиста РФ В. М. Захарова) (Москва, 17–18 декабря 2021 г.). – М.: Изд-во РГУ имени А. Н. Косыгина, 2022. – С. 10–15.

4. Касиманова Л. А. Влияние социально-культурной среды на личностное и профессиональное развитие студентов-хореографов // Социология и право. – 2014. – № 1 (23). – С. 24–29.

5. Касиманова Л. А. Методология изучения проблем профессиональной подготовки в контексте современных концепций развития культуры // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 2 (75). – С. 247–249.

6. Кившенко Ю. А. Средства профессиональной подготовки педагогов-хореографов в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2011. – 20 с.

7. Кульбекова А. К. Формирование профессионального мастерства будущих педагогов-хореографов в условиях вуза: психолого-творческий аспект // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сборник трудов II Международной научно-практической конференции (Ереван, 25–26 октября 2019 г.). – Ереван: Изд-во Российско-Армянского университета, 2020. – С. 382–388.

8. Левченко В. В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Самара, 2009. – 43 с.

9. Лопаткин В. М., Ваганова Н. О. Концептуальные основы педагогической интеграции в условиях университетского комплекса // Современные проблемы непрерывного педагогического образования: коллективная монография / под науч. ред. А. А. Веряева, И. Р. Лазаренко. – Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2018. – С. 52–102.

10. Манжелес Л. В. Реализация интегративного подхода в процессе подготовки педагогов-хореографов в вузах культуры // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2019. – № 2 (220). – С. 33–40.

11. Мацаренко Т. Н. Рeализация компетентностного подхода в деятельности педагога-хореографа дополнительного образования детей // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 2 (45). – С. 69–71.

12. Николаева М. А. Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих специалистов по рекламе: практико-ориентированная монография. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2014. – 249 с.

13. Филановская Т. А. Структура компетентностной модели будущего педагога-хореографа // Высшее образование в России. – 2010. – № 11. – С. 144–149.

14. Шульга И. И. Педагогическая культура: ценностно-смысловой контекст цифровой трансформации образования // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 1 (65). – С. 5–12.

15. Юрьева М. Н. Содержание и направленность профессиональной подготовки студентов-хореографов в вузах культуры и искусств // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2015. – № 1 (25). – С. 95–106.

Информация об авторе

Меренюкова Анастасия Михайловна – старший преподаватель кафедры народной художественной культуры и музыкального образования, аспирант 4 курса института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-2240-3452, Anastasiamerenyukova@yandex.ru