Актуальные контуры формирования ценностных ориентаций современных школьников во взаимодействии школы и научно-образовательного центра

УДК 37.0+316.6

DOI: 10.15293/1812-9463.2302.02

Гребенкина Анна Александровна

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова, Новосибирск, Россия

Гребенкин Евгений Владимирович

Филиал Южного федерального университета, г. Геленджик, Краснодарский край, Россия

Аннотация. Ценности предоставляют содержательное руководство, необходимое для успешного воспитания молодого поколения. В статье представлена система показателей воспитания, основанная на действующих нормативных документах, в которых воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности обучающихся и создание благоприятных условий для их самоопределения и социализации на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей. Представленная система поможет определить, насколько воспитание в научно-образовательном центре соответствует государственной политике. Включение различных социальных институтов в воспитательный процесс обозначено в национальной инициативе. Институциональный подход также является важным, так как он позволяет рассмотреть воспитание в контексте преемственности школа – университет как целостное явление, а не только как отдельный процесс. В заключение указывается, что траектория формирования ценностей современных школьников позволяет понять, какие ценности и идеалы формируются в научно-образовательном центре и как они влияют на развитие личности обучающихся.

Ключевые словавоспитание, ценности, социализация, развитие, семья, научно-образовательный центр.

Для цитирования: Гребенкина А. А., Гребенкин Е. В. Актуальные контуры формирования ценностных ориентаций у современных школьников во взаимодействии школы и научно-образовательного центра // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 2 (70). С. 15–22. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.02

Текст

Список источников

1. Бахмутский А. Е., Писарева С. А. Проектирование системы оценки достижений образовательных результатов школьников: учебно-методическое пособие. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 86 с.

2. Биловаш В. М., Шулаева М. В. Семья в формировании ценностных ориентаций подростка // Научные исследования: фундаментальные и прикладные аспекты: сборник научных трудов. Выпуск 2 / под ред. И. И. Фролова. – Казань: Познание, 2020. – С. 50–51.

3. Битянова М. Р. Развитие ребенка как стратегическая цель образования // Школьный психолог. – 2013. – № 2. – С. 17–19.

4. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Реноме, 2014. – С. 74–76.

5. Войцеховская В. К вопросу обновления содержания и форм воспитания. Ключевые особенности Поколения Z // Воспитание школьников. – 2020. – № 8. – С. 58–65.

6. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс]: учебное электронное текстовой издание. – Екатеринбург, 2006. – URL: http://lomonpansion.com/files/ustu280.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

7. Горькая Ж. В. Психология ценностей. – Самара: Самарский университет, 2014. – 92 с.

8. Евладова Е. Б., Мирошкина М. Р. Конфликт поколений в современном образовании: противоречия и пути их преодоления // Воспитание школьников. – 2019. – № 8. – С. 13–18.

9. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. – 176 с.

10. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. – М.: Республика, 1992. – 303 с.

11. Малкова И. Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Томск, 2008. – 41 с.

12. Пушкина Т. Ф., Кучерова С. В. Специфика системы ценностей современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-3. – С. 309–312.

13. Селивоненко О. Г. Ценностные ориентации как основа формирования мировоззренческой структуры личности // Образование и общество. – 2017. – № 2. – С. 82–86.

14. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 10.02.2023).

15. Тоискин В. С., Красильников В. В., Кулевская Е. С. Трансформация образовательной среды в условиях цифровизации образования // Педагогический журнал. – 2020. – Т. 10, № 2А. – С. 228–235.

16. Giesecke H. Was kann die Schule zur Werteerziehung beitragen? In: Gruehn S., Kluchert G., Koinzer T. (Hrsg.) Was Schule macht. Schule, Unterricht und Werteerziehung: theoretisch, historisch, empirisch. – Weinheim: Beltz, 2004 ‒ S. 235–246.

Информация об авторах

Гребенкина Анна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова, Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8679-4686, aagrebenkina@nsuada.ru

Гребенкин Евгений Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественных и гуманитарных дисциплин, Филиал Южного федерального университета, г. Геленджик, Краснодарский край, Россия, https://orcid.org/0000-0001-8263-5947, rusforscher@mail.ru

Вклад автороввсе авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 15.02.2023; одобрена после рецензирования: 26.05.2023; принята к публикации: 01.06.2023.