Анализ сложившихся форм и практик взаимодействия российских и китайских образовательных организаций разных уровней в рамках продвижения образования на русском языке (на примере Сибирского федерального округа)

Научная статья

УДК 37.02+371.2

DOI: 10.15293/1812-9463.2403.05

 

Басалаева Елена Геннадьевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Шпильман Марина Владимировна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

 

АннотацияВведение. Проблематика исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей российско-китайского образовательного сотрудничества для более эффективного масштабирования лучших практик по продвижению русского языка и российского образования в КНР. Цель статьи – проанализировать сложившиеся формы и практики взаимодействия российских и китайских образовательных организаций разных уровней в вопросах обучения русскому языку как иностранному и продвижения российского образования на примере Сибирского федерального округа. Методология. Представлен реферативный обзор исследований форм международного сотрудничества в области образования на примере отдельных регионов РФ и КНР, анализ официальных сайтов образовательных организаций России в аспекте их участия в процессах интернационализации образования. Результаты. Авторами была составлена база сибирских и китайских вузов-партнеров, позволившая наглядно продемонстрировать степень присутствия в образовательном пространстве КНР университетов и институтов Сибирского федерального округа, а также проанализированы форматы сотрудничества: сетевые образовательные программы, академическая мобильность, подготовка студентов к поступлению в российские вузы, летние и зимние школы, центры открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, научно-технические связи и совместные научные проекты. Выводы. Исследование показало, что при наличии большого количества двусторонних договоров между образовательными организациями взаимодействие осуществляется неравномерно (как в плане территориального распространения, так и с содержательной точки зрения). Кроме того, не все российские вузы Сибирского федерального округа активно осуществляют международное сотрудничество с китайскими образовательными организациями.

Ключевые слова: продвижение русского языка; обучение русскому языку; международная деятельность; сотрудничество в сфере образования; Сибирский федеральный округ; Китайская Народная Республика; формат взаимодействия.

Для цитирования: Басалаева Е. Г., Шпильман М. В. Анализ сложившихся форм и практик взаимодействия российских и китайских образовательных организаций разных уровней в рамках продвижения образования на русском языке (на примере Сибирского федерального округа) // Вестник педагогических инноваций. – 2024. –
№ 3 (75). – С. 50–63. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2403.05

ФинансированиеИсследование выполнено в рамках проекта «Совершенствование модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Китайской Народной Республики: прикладное исследование», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания № 073-03-2024-052 от 18.01.2024.

Список источников

1. Артамонов В. Н., Байкова Ю. Г., Галушко Е. Ф., Захарова Е. В. Центр открытого образования на русском языке: опыт реализации проекта // Поволжский педагогический поиск. – 2021. – № 1(35). – С. 22–27.

2. Ван Г., Ван Ю. Подготовка специалистов по русскому языку в китайских вузах с точки зрения обучения и преподавания: монография. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. – 251 с.

3. Гаврилова С. Р. Динамика развития международного сотрудничества России и Китая в сфере высшего образования в XXI веке // Россия – Китай: развитие регионального сотрудничества в XXI веке: материалы ХX Международной научно-практической конференции. – Чита: ЗабГУ, 2022. – С. 56–61.

4. Ефремова Л. И. О российско-китайском сотрудничестве в области образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2017. – Т. 17, № 4. – С. 857–865.

5. Зубарев А. Е., Пинегина И. Т., Ноженко Е. С. Интернационализация университетского образования: монография. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2023. – 144 с.

6. Краснова Г. А. Сетевое взаимодействие вузов: сравнительный анализ подходов к реализации совместных образовательных программ в Китае и России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2016. – № 3. – С. 123–130.

7. Макеева С. Б. Иркутская область в системе образовательного российско-китайского сотрудничества (опыт сравнительно-социологического анализа): монография. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. – 147 с.

8. Нехорошков В. П. Международное образовательное сотрудничество университетов России и Китая: Сибирский государственный университет путей сообщения, Пекинский транспортный университет и Бинхай // 70 лет КНР: история, современность и перспективы развития: сборник научных статей участников международной научной конференции (г. Москва, 27 сентября 2019 г.) / под общ. ред. А. В. Лубкова. – М.: Изд-во МПГУ, 2021. – С. 202–214.

9. Петрунина Ж. В. Международное сотрудничество Китая в сфере высшего образования в XXI веке // Образование в КНР и КНДР: перспективы для России: коллективная монография / отв. ред. С. В. Кухаренко. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2023. – С. 9–61.

10. Тенчурина Л. З., Ли С. Изучение и преподавание русского языка в Китае и на Тайване: прошлое и настоящее // Образование и наука. – 2016. –№ 3 (132). – С. 177–197.

11. Учитель Шелкового пути: Российско-китайский диалог культур в аспекте современных образовательных стратегий: коллективная монография / под науч. ред. М. В. Груздева, Е. М. Болдыревой, Чжоу Се. – Ярославль: Изд. ЯГПУ, 2022. – 447 с.

12. Фальковский И. Русский язык в Китае // Русский язык за пределами России: коллективная монография / под общ. ред. Б. Ю. Нормана, Х. Куссе. – Екатеринбург; М.: Кабинетный ученый, 2020. – С. 381–414.

13. Чень В. Проблемы преподавания русского языка в Китае на современном этапе // Право и практика. – 2017. – № 4. – С. 287–295.

14. Чжэн Л. Сравнительный анализ профессионального образования между Китаем и Россией на фоне «Один пояс, один путь» // Педагогический журнал. – 2023. – Т. 13, № 4–1. – С. 683–692.

15. Чэнь Ч. Высшая средняя школа Китая в условиях современных реформ: дис. … канд. пед. наук. – Чита, 2010. – 328 с.

16. Юань Ц., Олесова А. П. Факторы мотивационно-ценностного отношения к изучению русского языка в Китае [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32671 (дата обращения: 03.05.2024).

17. Яценко Е. Б. Анализ состояния и перспектив развития сотрудничества России и Китая в области образования в рамках государственных усилий и университетских инициатив [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 12. – URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24720 (дата обращения: 03.05.2024).

 

Information about the Authors

Elena G. Basalaeva – Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Theory of Language and Intercultural Communication, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, http://orcid.org/0000-0003-2830-0294, ifmip_basalaevaeg@nspu.ru

Marina V. Shpilman – Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Modern Russian Language and Methods of its Teaching, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, https://orcid.org/0000-0003-3931-6515, s.m.v@mail.ru

Authorsʼ contribution: Authors have all made an equivalent contribution to preparing the article for publication.

The authors declare no conflict of interest.