Культурологический подход в преподавании изобразительного искусства и литературного чтения на уровне начального общего образования: принципы и методические решения

Научная статья

УДК 372.41+372.874+373.31

DOI: 10.15293/1812-9463.2403.07

 

Симбирцева Наталья Алексеевна

Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия

Кусова Маргарита Львовна

Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия

Семенова Елена Владимировна

Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия

 

АннотацияВведение. Приобщение обучающихся начальной школы к ценностям художественной культуры на уроках изобразительного искусства и литературного чтения является важным аспектом на уровне начального образования. Авторы статьи акцентируют внимание на культурологическом подходе, способствующем расширению пространства для межличностного и межкультурного взаимодействия, самопроявления и реализации сущностных, творческих по своей природе, человеческих сил, позволяющем опираться на доминирующую в обществе систему ценностей и выстраивать образовательные стратегии с опорой на идеи диалога и гуманизма как базовой основы для общих подходов в преподавании различных учебных предметов. Методология. В статье представлен ряд принципов: преемственности, непрерывности, сочетания теории и практико-ориентированности, коммуникативного взаимодействия, открытости, инклюзивности образовательной среды, культуросообразности. Интеграция обозначенных принципов в процесс реализации учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Литературное чтение» на уровне начального общего образования позволяет педагогу усилить воспитательный контекст преподаваемого предмета, расширить возможности поиска и обоснования актуальных методических решений в русле культурологического подхода в образовании. Результаты. Результатом исследования стали методические решения, представленные в виде вариантов заданий для обучающихся на материале изучения акварельной живописи и произведений различных жанров в начальной школе. Выводы. Предлагаемые авторами решения могут рассматриваться педагогами в качестве методических ориентиров, демонстрирующих и раскрывающих специфику реализации культурологического подхода в преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Литературное чтение».

Ключевые слова: культурологический подход; изобразительное искусство; литературное чтение; принципы реализации содержания образовательных программ; интеграция; деятельность педагога; методические решения.

Для цитированияСимбирцева Н. А., Кусова М. Л., Семенова Е. В. Культурологический подход в преподавании изобразительного искусства и литературного чтения на уровне начального общего образования: принципы и методические решения // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 3 (75). – С. 77–92. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2403.07

 

Список источников

1. Будоян Е. А. Герменевтический подход к школьному филологическому образованию: аспект образовательных результатов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2019. – № 3 (48). – С. 212–219.

2. Буровкина Л. А. Роль искусства акварельной живописи в художественном образовании обучающихся // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика: материалы Пятой межвузовской научно-практической конференции, организованной институтом культуры и искусств Московского городского педагогического университета (Москва, 15–23 апреля 2020 г.) / под общ. ред. С. М. Низамутдиновой. – М.: Учебный центр «Перспектива», 2020. – С. 473–480.

3. Городской пейзаж в разных акварельных техниках [Электронный ресурс]. – URL: https://izo-life.ru/gorodskoi-peisazh/ (дата обращения: 01.04.2024).

4. Зайцева Т. А. Интерпретация художественного текста на уроках литературы в рамках герменевтического подхода // Флагман науки. – 2023. – № 6 (6). – С. 171–176. DOI: https://doi.org/10.37539/2949-1991.2023.6.6.002

5. Кашекова И. Э. Интерпретация текста художественного произведения на основе символического эмоционально-образного языка искусства в общем художественном образовании // Общество: философия, история, культура. – 2017. – № 12. – С. 172–174. DOI: https://doi.org/10.24158/fik.2017.12.39

6. Мурзина И. Я. История Урала на каждый день: научно-методическое издание. – Екатеринбург: Институт образовательных стратегий, 2023. – 192 с.

7. Мурзина И. Я. Технология «Образ и мысль» в преподавании гуманитарных дисциплин // Человек в мире культуры. – 2015. – № 4. – С. 50–60.

8. Николаева Е. А. Интерпретация художественного текста как основа формирования этических представлений младших школьников // Hominum. – 2021. – № 4. – С. 122–139.

9. Пастуро М. Символическая история европейского средневековья [Электронный ресурс]. – СПб., 2012. – URL: https://litresp.ru/chitat/ru/П/pasturo-mishelj/simvolicheskaya-istoriya-evropejskogo-srednevekovjya/5 (дата обращения: 20.03.2024).

10. Педагогическая технология «Образ и Мысль» [Электронный ресурс]. – URL: https://showslide.ru/pedagogicheskaya-tekhnologiya-obraz-misl-razrabotchik-lm-vanyushkina-aa-858096 (дата обращения: 10.03.2024).

11. Подповетная Е. В. Интегративный подход к формированию творческого воображения школьников // Искусство и образование. – 2021. – № 5 (133). – С. 148–160. DOI: https://doi.org/10.51631/2072-0432_2021_133_5_148

12. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2012. – 256 с.

13. Семенова М. А. Эстетика акварельной живописи в процессе формирования художественно-образного мышления педагогов-художников [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. – 2012. – № 4. – URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1781.htm (дата обращения: 19.03.2024).

14. Степанова К. В. Иллюстрация сказок как средство формирования социального опыта младших школьников // Педагогический вестник. – 2020. – № 14. – С. 108–110.

15. Усихина Ю. А. Роль иллюстрации в развитии творческих способностей обучающихся на занятиях изобразительной деятельностью // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2024. – № 1 (49). – С. 46–50.

16. Федеральная рабочая программа начального общего образования. Изобразительное искусство (для 1–4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ (дата обращения: 01.04.2024).

17. Федеральная рабочая программа начального общего образования. Литературное чтение (для 1–4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ (дата обращения: 01.04.2024).

18. Чернякова Н. С. Формирование читательской грамотности младших школьников: герменевтический подход // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. – 2022. – № 2. – С. 61–69.

19. Щетинин И. Д. Формирование художественного мышления средствами иллюстрации // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-1. – С. 269–271.

 

Информация об авторах

Симбирцева Наталья Алексеевна – доктор культурологии, доцент, заведующий кафедрой философии, социологии и культурологии, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-5902-845X, Simbirtseva.nat@yandex.ru

Кусова Маргарита Львовна – доктор филологических наук, профессор, проректор по научной и образовательной деятельности, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0009-0006-3350-3343, mlkusova@mail.ru

Семенова Елена Владимировна – кандидат психологических наук, директор Института специального образования, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0009-0007-5690-2686, iso.semenova@yandex.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.